Третьяковку погрузят в полумрак на время выставки в честь Дягилева27 октября 2009 г. Организаторы выставки "Видение танца. К 100-летию "Русских балетов" Сергея Дягилева", которая открывается в Третьяковской галерее во вторник, погрузят экспозиционное пространство в полумрак для усиления театрального эффекта, рассказала РИА Новости один из кураторов проекта Ирина Шуманова. В рамках этого грандиозного проекта на Крымском валу демонстрируются пятьсот объектов: костюмы, театральные афиши, эскизы, макеты, живописные произведения, созданные лучшими художниками ХХ века - де Кирико, Матиссом, Гончаровой, Ларионовым, Бакстом. Есть даже привезенный из Лондона настоящий театральный занавес, созданный по эскизу Пикассо. "Все разножанровые произведения, собранные на этой выставке из более чем 20 музейных и частных собраний, должны создавать у посетителей эффект присутствия на сцене дягилевского театра или же за его кулисами", - отметила Шуманова. Она рассказала, что специально для выставки было закуплено особое световое оборудование: во-первых, в экспозиции много графики, которой нужен особый световой режим и, во-вторых, полумрак, как считает куратор, только усиливает театральный эффект. Изначально выставка, подготовленная при участии Фонда культуры "Екатерина", демонстрировалась в Монте-Карло, где долгое время действовала репетиционная база русского импресарио. Правда, тогда она была показана в более камерном формате и под другим названием "Удиви меня!". В свое время сделать именно это попросил Дягилев Жана Кокто, который сочинил либретто к балету "Голубой бог". В отличии от выставки в Монте-Карло, в которой кураторы соблюдали хронологический принцип, и каждый раздел выставки был посвящен отдельным постановкам, в Москве, по словам Шумановой, сознательно отошли от этой идеи. В российском варианте - больше и материала, и пространства, выставка значительно усилена произведениями авангардистов Гончаровой и Ларионовым из собрания Третьяковской галереи. "Мы поделили выставку на четыре части: классика в двух вариантах белого балета и балета-шествия, восточная или экзотическая тема, русская тема и театр авангарда, именно этим направлениям Дягилев следовал в своем творчестве", - пояснила куратор. Как пояснила международный куратор выставки Зельфира Трегулова, все макеты были обнаружены в ходе работы над выставкой для Монако. "Мы нашли это в архиве "Общества морских купаний" - есть такая организация, которой принадлежит почти все в Монако - казино, пляжи, гостиницы, театр, - рассказала Трегулова. - Просматривая изображения, мы нашли то, что ничем иным, кроме как объемным, быть не могло". "Это - открытие выставки, материал впервые представлен зрителям, которые, приближаясь к макетам, могут ощутить волшебство сопричастия к действу", - поделилась она. Перечислять все, что есть на выставке , не имеет смысла - это действительно огромный проект, где каждый может найти себе занятие по вкусу, от разглядывания деталей костюмов или просмотра реконструированных балетов. Стоит только отметить, что обаянию юбилейной даты в этом году поддались десятки музеев по всему миру - например, в Русском музее в Санкт-Петербурге с 15 октября работает выставка "Дягилев. Начало". А в лондонском Музее Виктории и Альберта, откуда прибыл занавес Пикассо, выставка "Дягилев и "Русские балеты" откроется в сентябре будущего года. Выставка в ГТГ для публики откроется 28 октября и будет работать до 31 января 2010 года. Источник: РИА Новости
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||