Выставка "Русская идея" в галерее ХL: объекты из хлеба.В концептуальном искусстве даже хлеб становится зрелищем. Ничего удивительного в этом нет. Художники все чаще используют продукты питания в качестве художественного материала. Так, Леонид Тишков давно уже известен своими инсталляциями из макарон.
Видимо, решили не отставать от своих коллег по цеху художники Игорь Макаревич и Елена Елагина, соорудившие целую хлебную выставку в галерее XL на Винзаводе. Пафосное фраза для названия выставки - «Русская идея» - позаимствована у Федора Достоевского, который высказал следующий постулат: "русская идея" может быть будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях." Не знаю, что случилось с сознанием художников после прочтения томика русской философии, но видимо что-то нехорошее. Ибо в результате галерейное пространство оказалось заполнено черствеющими батонами бородинского хлеба. Из батонов сооружен целый памятник, напротив фотографий великих разместились на полочках хлебные мякиши, из них слеплены некие условные фигурки. А в углу насыпана огромная куча земли, которая смотрится в недавно отремонтированном помещении с белыми стенами словно растерявшийся беженец в особняке нового русского. Рядом с настоящим хлебом разместился брат-близнец - бронзовый слиток. Понятное дело, что хлеб считался издревле чуть ли не священным продуктом, но в чем суть выставки? Позвольте усомниться в ее художественных достоинствах. Скорее, это тот случай, когда концептуальный жест «душит» эстетику. В пресс-релизе посетитель может прочитать следующее: «Соборность - слияние индивидуального и социального. Русская философская мысль, изгнанная на многие десятилетия из нашего обихода, возвращается к нам сегодня как путеводная звезда, призванная вывести нас из мрака и запустения».
Выставка открыта до конца ноября по адресу: арт-центр Винзавод, 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6
Ася Пражская
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||