В Москве на четвертом этаже ЦУМа открылась выставка "Китай… Вперед!"

В Москве на четвертом этаже ЦУМа открылась выставка "Китай… Вперед!"

02 июня 2008 г.

На четвертом этаже Центрального универсального магазина (ЦУМа) развернулась выставка «Китай… Вперед!», которую подготовили и собрали французские галеристы Пиа Камилла Коппер и Альбер Бенаму. Всего кружным путем из Пекина через Париж в Москву прибыло около 40 произведений 19 современных китайских художников.

То, что современное искусство Китая иронически прощается с эпохой социалистического агитпропа и бодро шагает в ногу с интернациональным обществом потребления, становится понятным уже при входе на выставку. Прямо перед ЦУМом, словно зазывала, стоит огромная крашеная бронзовая скульптура Чена Вэнлинга «Гомункулус». Красный крепыш прикладывает ладонь ко рту, вероятно пытаясь прокричать то ли революционный, то ли рекламный призыв. Этим жестом он до странности напоминает Лилю Брик с известного родченковского рекламного плаката. Что и неудивительно: как и мы, китайцы вышли из эпохи кителей, френчей и гимнастерок. А позднее, как и у нас, у них был свой соц-арт. Правда, китайцы его называют политическим искусством. По крайней мере, под таким наименованием оно в 2007 году демонстрировалось в Третьяковской галерее в рамках Московской биеннале современного искусства. И рядом с нашим соц-артом, хромающим на доморощенный тяп-ляп, оно выглядело гораздо более сделанным, отшлифованным и даже лощеным.

Возможно, здесь сказываются особенности национального китайского рукомесла. А может быть, дело в том, что актуальное искусство Китая, стремительно выйдя из подполья, буквально сразу же попало на интернациональный арт-рынок, где и так сильная конкуренция. Современное искусство made in China за последние 10 лет поднялось как на дрожжах. Широко представленное на Венецианских биеннале в 1993 и в 1999 годах, оно после этих обкаток невероятно вздорожало, так что цены $3 млн или $9 млн теперь мало кого удивляют. Вот и краснокожий «Гомункулус» перед ЦУМом стоит около $500 тысяч (правда, в Москве он продаваться не будет). И оттого название выставки «Вперед!» приобретает вполне определенный смысл.

Судя по выставленным вещам, давний советский слоган «Русский и китаец - братья навек!» до сих пор актуален. Почти для каждого китайского художника найдется русский близнец. К примеру, Хуанг Ян, снимающий на фото лица с татуированными пейзажами типа «времена года», можно сказать, состоит в творческом родстве с нашими боди-артистами Риммой и Валерием Герловиными. Правда, наши художники постарше. Серия скульптур из белого стекловолокна «Ребята» Ма Лиуминга - почти что зеркальное отражение наших АЕС+Ф, занимающихся такими же гламурными детишками. Однако тут творческое первородство под вопросом. Судя по живописи, симулирующей фото, Гао Зенгли - дальний родственник Эдуарда Гороховского, а гиперреалист Ксю Жонгмин, кажется, из одного семейства с одесситом Олегом Голосием. У иных китайских художников столько русской родни, что можно просто растеряться. Скажем, Хан Бинг, ставящий фотоперформансы с рабочими, крестьянками и с «новыми китайцами» («Нувориши ведут за собой людей»), - творческий брат и Сергею Браткову, и Дмитрию Гутову, а психоделик Шенг Ки, живописующий ужасы социалистической китайской империи («Кровавая река», «Выстрелы Тяньаньмэнь») буквально раздваивается между Павлом Пепперштейном и Валерием Кошляковым.

Как и у нас, у китайцев есть свои enfants terribles, свои возмутители спокойствия. Нашим «Синим носам» - Вячеславу Мизину и Александру Шабурову, прославившимся целующимися милиционерами из «Эры милосердия», соответствуют братья Гао - Гао Жен и Гао Чанг. Братья-пересмешники давно допекают пекинский официоз своими рискованными шутками и по этому поводу уже имеют немало проблем. В ЦУМе они представлены свой знаменитой работой, разошедшейся в Китае в виде принтов, выпущенных подпольно, но огромным тиражом, - монументальной и тоже красной скульптурой «Мисс Мао». Председатель с пышным бюстом и носом, как у Пиноккио, - одновременный оммаж и Энди Уорхолу, и британским братьям Чепмен. Показывают ее по вполне понятным соображениям только за пределами Китая. Власти нынешней Поднебесной смотрят на успешное зарубежное турне скульптуры сквозь пальцы. С другой стороны, как им еще относиться к искусству, которое сейчас делает Китай популярным и приносит доход. Понятно, что наступила эпоха интернационального художественного ЦУМа.

МИХАИЛ БОДЕ

Источник: ГАЗЕТА.GZT.RU

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru