Про дебицит любви: Йоко Оно привезла свой проект "Одиссея таракана" в Москву!На Петровке солнечные зайцы нагло скачут по витринам магазинов, бензиновым разноцветным лужам и лицам прохожих, заставляя последних жмуриться и улыбаться наступающему лету. Я свободный человек, бодро шагающий на выставку, не обремененный большими проблемами и пессимистичными мыслями. Выставка семидесятилетней художницы Йоко Оно, называющей себя «режиссером-авангардистом», проходит в ЦУМЕ на четвертом этаже. Один, два, три, четыре… Двери лифта открываются, и я оказываюсь в темном коридоре. Я иду на ощупь, то и дело пугаясь огромных предметов: ботинок намного выше моего роста, зонт, вдруг впереди себя я вижу огромные ноги! Уворачиваюсь, дабы не раздавили… В следующем коридоре светлеет и можно разглядеть подвешенные над головой военные каски. Звук гудящих насекомых усиливается. Я уже не свободный человек, прогуливающийся по бутикам Петровки, а несчастных таракашка, «жидконогая козявочка-букашечка» (с). И путешествую я по виртуальным коридорам от Первой Мировой войны, между двумя войнами, ко Второй Мировой войне, по тоннелям насилия и жесткости. И всех нас, как таракашек, вели, словно безмозглое стадо, по коридорам истории, заданным нашими вождями, а наше сознание следовало по этим же коридорам. Очнулась я только перед белой стеной, на которой написано: «War is over! If you want it. Love & Peace. John & Yoko». Возможно, кому-то это покажется спекуляцией на известном имени умершего супруга Оно – Джоне Ленноне. А мне думается, что это призыв к истинной любви, столь необходимой людям. Даже с близкими мы разъединены по разным ячейкам жизненных проблем. Возможно, если каждый будет говорить близким «люблю», искренне, не стесняясь своих чувств, то в нашем мире станет меньше агрессии, злобы и непонимания? Я не знаю, просто предполагаю. А на выставке я полюбила стиль высказываний Йоко, принципы оформления пространства, диалог со зрителем и какое-то сильное ощущение оптимизма от работ, хотя говорит она по сути о грустных вещах. Интересное сопровождение выставки – фильмы, которые служат своеобразным контрапунктом к главному сюжету выставки. Фильмы рассматривают опыт женщин в приватной сфере: в них исследуется, каким образом тело женщины исследуют и потребляют. Фильм «Муха» был снят в 1971 году и показывает муху, изучающую каждую каждую часть тела женщины. Две версии «Отрежь кусочек» (1965 и 2003 годов) – это киносъемка двух перфомансов, во время которых зрителей приглашали отрезать кусочек одежды с тела исполнителя, то есть самой Йоко. Все эти фильмы показывают, насколько уязвимо тело, как легко оно может столкнуться с насилием. Фильмы были сняты за более чем сорокалетний период. Как и «Одиссея», они просят нас не забывать о нашей общей человеческой природе, о том, что соединяет нас, и о том, что может разделить нас. Выставка открыта до 24 июня по адресу: Петровка, 2 ( в торговом доме ЦУМ) Анастасия Тарасова
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||