Британский филиал Эрмитажа представляет лучшие произведения искусства из коллекции супруги Наполеона Жозефины25 июля 2007 г. В Лондонском Сомерсет-хаусе в среду открывается выставка "Франция в России: Мальмезонская коллекция императрицы Жозефины". Британский филиал Эрмитажа представляет лучшие произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из коллекции, которую супруга Наполеона Жозефина приобрела для своего замка Мальмезон (Malmaison). Французская императрица предстает на этой выставке в необычном для себя образе - не ветреной любительницы роскоши, а вдумчивого коллекционера и покровительницы искусств. Центральным экспонатом коллекции является мраморная статуя Антонио Кановы "Танцовщица". Прическа и фасон платья говорят о том, что скульптор изобразил современную женщину: это был оригинальный заказ, а не простая вариация на традиционную тему. Канова пользовался особым покровительством императрицы Жозефины. Основу выставки составляют полотна из галереи ландграфов (курфюрстов) Гессен-Кассельских. Их прислал в дар императрице генерал Лагранж после того, как наполеоновские войска заняли Кассель. Нередко Жозефина покупала работы сама: построив в Мальмезоне специальную галерею с верхним светом для размещения своего непрерывно разрастающегося собрания, она приобрела внушительную "Цепную собаку" Паулюса Поттера. Посетители выставки смогут также увидеть наряды Жозефины, ее письма, заказанную ею фарфоровую посуду, и в частности - расписные тарелки, на которых воспроизведены картины из ее же коллекции. Расточительность Жозефины была главной причиной ее ссор с супругом. Не уменьшилась она и после их развода. Сохранив титул императрицы и получив в дар Мальмезон "со всем содержимым" и прилегающими землями, Жозефина, расходы которой более не покрывались государственной казной, продолжала наполнять свои владения все новыми произведениями искусства. После ее смерти выяснилось, что многие счета не оплачивались годами, а кредиторов оказалось так много, что их пришлось перечислять в алфавитном порядке. Последний зал выставки посвящен людям, с именами которых связана история Мальмезона и распада коллекции. Так, в августе 1815 года российскому императору Александру I удалось договориться о приобретении 38 лучших полотен из коллекции Жозефины и четырех мраморных скульптур Антонио Кановы, главного европейского скульптора того времени. Полученная сумма (специалисты считают, что речь шла почти о миллионе франков) позволила детям Жозефины, Евгению и Гортензии Богарне, рассчитаться хотя бы с частью огромных долгов, оставшихся после смерти матери. В конце августа-начале сентября 1815 года картины были тайно перевезены из Мальмезона в российское посольство в Париже, несмотря на то, что Мальмезон находился в британской зоне, а произведения требовала вернуть Пруссия. В начале 1816 года полотна из коллекции Жозефины уже экспонировались в специально отведенном зале Эрмитажа. Выставка была осуществлена благодаря совместным усилиям Института искусств Курто и Государственного Эрмитажа, а также поддержке музея Мальмезон, предоставившего ряд экспонатов. В ее каталог вошли статьи Александра Бабина, хранителя эрмитажной коллекции западноевропейской живописи XIX века, директора Национального музея Мальмезона в Бо-Пре Бернарда Шевалье, хранителя отдела скульптуры и декоративно-прикладного искусства Галереи Института Курто Александры Герштейн, и Тамары Раппе, заведующей отделением западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа. Выставка продлитсядо до 4 ноября 2007г. Источник: РИА Новости
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||