В Третьяковской галерее открывается выставка к 200-летнему юбилею Александра Иванова, автора "Явления Христа народу"27 декабря 2006 г. 200-летие Александра Иванова, создателя одной из главных русских картин отмечается скромно. Банк России выпустил юбилейную двухрублевую монету с "Явлением Христа народу" и портретом художника. И только под конец года Третьяковская галерея и Русский музея все-таки разразились совместной ретроспективой, настолько большой, что одна ее часть (живопись) откроется на Крымском валу, а другая (графика) -- в Лаврушинском переулке. Александру Иванову, сыну академического профессора исторической живописи, светило блестящее будущее. Не в плане карьеры: профессорским сынкам поблажек не давали. Блестящее будущее Иванову обещали огромный талант и артистическая семейная среда, в которой природные дарования обычно расцветают ярче. И отъезд 24-летнего живописца на родину искусств, в Италию, сулил лишь грядущие успехи. Но там с Ивановым случилась беда: он попал в плохую компанию. Вместо того чтобы, подобно Карлу Брюллову, перепархивать из одного великосветского салона в другой, Иванов оказался в интернациональном кругу художников-философов. С одной стороны -- богоискатель Гоголь, с другой -- назарейцы, секта немецких живописцев, приехавших в Рим искать общехристианский идеал в католичестве и фресках Рафаэля. И Иванов сам с головой ушел в эти духовные искания, зачитывался Шеллингом, немецкими библеистами, социальной философией, а перед самой смертью ездил в Лондон к Герцену -- в последний раз обсудить последние вопросы бытия. О беде, случившейся с молодым художником, свидетельствовали первые картины, которые он отослал на родину. Если элегические "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" еще целиком оставались в сфере чистого искусства, то уже "Явление Христа Марии Магдалине" могло намекнуть на твердое намерение живописца проповедовать нравственный закон с помощью холста и красок. Следующие 20 лет Иванов проработает в "пророческом жанре", над изменяющими человеческое сознание и бытие вместе с ним вещами -- главной своей картиной "Явление Мессии" и "Библейскими эскизами", проектом росписи некоего храма, на стенах которого будет представлена вся духовная история человечества. Сейчас искусствоведы считают, что в бесчисленных подготовительных этюдах к "Явлению Мессии" художник предвосхитил импрессионизм, а в "Библейских эскизах" приблизился к абстракции. Однако самому Иванову терновый венец пророка был милее лавров авангардиста: своим главным свершением он считал не это, а завершенное в таких муках "Явление Мессии" -- на внешний взгляд вполне обыкновенную академическую картину. И очень трудно объяснить незнакомому с отечественной художественной мифологией зрителю, почему "Явление Мессии" -- связующее звено между рублевской "Троицей" и "Черным квадратом". Вот и выходит, что Александр Иванов -- художник одной картины, но мы его ценим совсем не за это. Источник: Коммерсант-Власть
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||