Vik Muniz (USA) – “Русский проект” в галерее Гари ТатинцянаГалерея Гари Татинцяна
Vik Muniz ( 1 ноября 2007– 15 января 2008
Времена, когда москвичи узнавали о модных художниках последними да и то понаслышке, давно миновали. Теперь нас уже не удивишь ни фестивалями современного искусства, ни персональными выставками заграничных мэтров. Вот и актуальный американский художник Вик Мюнис, который только недавно получил широкое признание в США, уже завоёвывает российское арт-пространство.
Ещё неделю назад он практически не был у нас известен, теперь же Мюнис у всех на устах, и это неудивительно в связи с обилием посвящённых ему мероприятий, которые проходили в Москве на этой неделе. Во-первых, 28-го числа мастер прочитал лекцию на Винзаводе для всех желающих послушать о его методах работы и покорил аудиторию своим обаянием. Во-вторых, открылись аж две его персональные выставки: одна из них проходит в галерее Гари Татинцяна, где Мюнис представил десять своих арт-объектов, созданных специально для России, вторая – в Манеже, где показана ретроспектива его работ. Столь грамотный подход к продвижению художника на российском арт-рынке просто обязан принести свои финансовые плоды организаторам.
Вика Мюниса нельзя назвать ни художником, ни фотографом, его творчество - это отражение нашей эпохи постмодерна, ремейков и высоких технологий. Отталкиваясь от широкоизвестных живописных шедевров, он заново воплощает их в шокирующе обыденных материалах. Разнообразие его техник поражает, в ход идёт всё: шоколад, арахисовое масло, пыль, макароны, нитки, сахар, а также кровь и даже бриллианты. Из всего этого многообразия продуктов Мюнис выкладывает картины, которые потом фотографирует и увеличивает до колоссальных размеров, чтобы фактура использованного материала была видна в полном объёме. После того, как все эти операции успешно проделаны, инсталляция чаще всего уходит в мусорное ведро, так как художника в первую очередь интересует конечный продукт – фотография. Хотя у Мюниса много самобытных работ, в США он стал известен именно благодаря своим ироничным “ремейкам”, ведь проблема привлечения интереса к классическому искусству в Америке стоит более чем остро.
Для приезда в Россию художник, при поддержке галереи Татинцяна, сделал специальную серию “ремейков” на картины русских мастеров под названием “Русский проект”. По словам куратора выставки Эрики Бенинказа, которая работает с Мюнисом уже не первый год, он серьёзно готовился к этой серии, изучая русское искусство. Таким образом, выставка интересна не только самими работами модного художника, но и набором картин, вдохновивших его, среди которых оказались супрематические полотна Малевича, рекламные плакаты Родченко, “Демон” Врубеля, “Мальчик в расписной рубашке” Машкова и “Апофеоз войны” Верещагина. Оказалось, что Иванов, Брюллов и Шишкин, любовь к которым нам настойчиво прививают с молодых ногтей, для западных художников интереса не представляют, зато наш авангард и художники, его предвещавшие, вполне “конкурентоспособны”. Для того, чтобы “Русский проект” прошёл успешно, Мюнис специально выполнил свои работы не в самых экстравагантных техниках: Родченко предстал у него в виде паззла, что стало новой разработкой художника, остальные же картины выполнены в его излюбленной технике пигмента, то есть сухой краски.
Глядя на “Апофеоз войны” в исполнении Вика Мюниса в первую очередь задумываешься о том, из чего и как это сделано, потом невольно вспоминаешь, что в этом сезоне актуальны принты и аксессуары с черепами, но мысли об ужасах войны как-то не приходят в голову. Но, может, в этом и состоит вся прелесть?
Выставка продлится до 15 января 2008 года по адресу улица Ильинка, дом 5/8, строение 5 (метро “Китай-город”) телефон: 8-(495)-101-2102 Юлия Фанильевна
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||