2 ноября в ГЦСИ ТАКАХИКО ИИМУРА. ЯПОНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: РАМКА, ИНТЕРВАЛ, ПОВТОРЕНИЕМинистерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральное агентство по культуре и кинематографии Государственный Центр современного искусства (ГЦСИ)
В рамках проекта «ТАКАХИКО ИИМУРА. ИНСТАЛЛЯЦИЯ ВИДЕНИЯ»
2 ноября, пятница, 20.00 ТАКАХИКО ИИМУРА. ЯПОНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: РАМКА, ИНТЕРВАЛ, ПОВТОРЕНИЕ Видеопоказ, комментарии куратора проекта Родиона Трофимченко В программе: «Ма: Время/Пространство в Саду камней Рёандзи», 1989, 16’ «День», 25’ (из работы «Нью-Йорк: День и Ночь» , 1989)
Такахико Иимуру (р. 1937) единогласно называют «пионером японского видеоарта». Этот почетный титул звучит вдвойне интригующе: как с точки зрения видеоарта, сравнительно молодого, но стремительно развивающегося искусства, открывающего новые формы и возможности визуальности, так и в свете столь привлекающих своей «особостью» традиций японской культуры. Уникальную возможность расширить познания о видеоарте в его японской ипостаси предоставляет первая презентация творчества Иимуры в России. Видеопоказ в ГЦСИ является частью большой программы «Такахико Иимура. Инсталляция в идения», реализуемой в Москве и Петербурге вслед за ретроспективными показами произведений мастера в Центре Жоржа Помпиду в Париже и в галерее Университета города Тур.
Иимура впервые берёт в руки кинокамеру в начале 1960-х годов и снимает под музыку «Noise» мусор и грязь на побережье Тихого океана («Мусор/Junk»,1962). В том же году он создает ставшим культовым фильм «Любовь», музыку к которому написала Йоко Оно. В этих ранних работах Иимура использует возможности кинокамеры для экспериментов с реальностью, которую художник предельно приближает к зрителю и делает неузнаваемой, неуловимой, размывая контуры, расфокусируя взгляд, не давая зрителю возможность «поймать» объект изображения. Отношения и взаимосвязи субъекта и объекта видения, фигуры и фона, времени и пространства, повтор, фрагмент, разрыв, рамка, становятся главными проблемами и приемами творчества Иимуры на протяжении пятидесятилетнего пути в искусстве. Одна из значительных работ зрелого Иимуры – «МА: Время/Пространство в Саду камней Рёандзи» (1989). «Ма» в японском языке означает «промежуток» или «интервал», причем речь идёт об интервале одновременно и во времени, и в пространстве. В «МА-интервале» время и пространство тождественны, это и пространственное расстояние между двумя телами, и «расстояние» временн ое. В боевых искусствах «Ма» – это дистанция между партнёрами, которая определяет не только расстояние, но и время, которое необходимо, чтобы приблизиться и нанести удар. Именно этот японский способ восприятия времени/пространства стал темой фильма. «Ма: Время/Пространство в Саду камней Рёандзи» состоит из трёх частей, в каждой из которых расположенная в довольно низкой позиции камера, медленно проезжая по площадке для медитации, просматривает камни и интервалы между ними в одном из самых знаменитых дзенских садов храма Рёандзи. Интервал между камнями есть ни что иное, как «Ма» – то расстояние, которое проезжает камера от одного камня к другому, и то время, которое требуется, чтобы камера перешла от одного камня к другому. Стихи к фильму написал Арата Исодзаки. Музыку – Такехиса Косуги, композитор, в произведениях которого тишина между звуками (интервал, дистанция) так же принципиально важна, как и сами звуки. Видеоработа «День» – часть произведения «Нью-Йорк: День и Ночь». Какими были бы объект и пространство, если бы на них посмотрел японец, воспринимающий действительность через призму «Ма»? Тема работы – Нью-Йорк, увиденный японским субъектом. Манхэттан и его небоскрёбы, в которых пространства, интервалы, разрывы, тишина так же полноправны, как отдельные образы-объекты.
вход свободный Государственный Центр современного искусства (ГЦСИ) Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2 Метро «Краснопресненская», «Баррикадная»
отдел общественных связей ГЦСИ 254 84 92, 254 98 53 pr@ncca.ru www.ncca.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||