Что делать художнику после того, как прозвучали многочисленные декларации о смерти искусства? И можно ли теперь заниматься творчеством в какой-либо форме?Андрей Великанов «СИМУЛЯКР ЛИ Я ДРОЖАЩИЙ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ» (издательство «Новое литературное обозрение», 2007)
" ...беречь и изучать тонкий слой симуляции на теле несуществующей реальности – как то единственное, что у нас осталось от традиции и классики... " (А. Великанов «Симулякр ли я дрожащий или право имею»)
Что делать художнику после того, как прозвучали многочисленные декларации о смерти искусства? И можно ли теперь заниматься творчеством в какой-либо форме? И так, чтобы не быть при этом жертвой симуляции? Решить эту проблему пытается Андрей Великанов, художник, которого, впрочем, старомодная профессиональная идентификация более не удовлетворяет. По его мнению, традиционные российские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» сегодня надо сменить на «где?» и «как?». «Где» – на границе семиотических пространств, «как» – этому и посвящена его книга.
Эти высказывания задают область исследования (философия искусства) и проблему (возможен ли творческий метод, адекватный сегодняшней ситуации?). Практика потерявшего репутацию искусства, как актуального, так и традиционного, осталась за пределами внимания автора. Идея творческого метода ищется в далеко отстоящих от искусства областях, таких, как биология или космические исследования. Впрочем, и вполне смежные области, – архитектура, археология и эстетика, – служат полем жесткого исследования в форме неортодоксального анализа с элементами фарса. Безжалостно препарировать, чтобы затем синтезировать нечто новое, по мнению автора, именно так надо поступить с культурой, чтобы ответить на вопрос:- обречены ли мы на унылый климакс культуры и безысходный тоталитарный постмодернизм или, может быть, симуляция спасет мир, а заодно и искусство? (А. Великанов)
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||