Дом Нащокина оккупировали физкультурники: открыта эскпозиция картин Владимира Любарова.Дом Нащокина Владимир Любаров ФИЗКУЛЬТ-ПИВЕТ! или как деревня Перемилово превратился в Russian Olympic Village” (живопись последних лет)
Вот уже более десяти лет Владимир Любаров, в прошлом главный художник журнала “Химия и жизнь”, пишет картины о жителях мифологической, но в то же время реальной деревни Перемилово. Когда Любаров покупал недостроенный дом в этой сельской глуши, он не планировал уехать из столицы и забросить успешную карьеру иллюстратора. Но как-то само получилось, что деревенская жизнь покорила его, и он поселился на краю Владимирской области и там впервые серьёзно обратился к живописи. С тех самых пор мощные перемиловские бабы, подвыпившие мужички и покосившиеся заборы не сходят с полотен художника.
Любаров любит помещать своих персонажей в необычные, почти экстремальные для них условия: то поселит евреев в русскую глубинку, то заставит деревенских гулять на свадьбе по колено в воде. Такие своеобразные сюжеты помогают художнику с одной стороны избежать бытописательства, с другой – раскрыть характер его героев полнее, чем если бы они занимались своими повседневными делами. В своей новой серии “Физкульт-привет!”, он решил приобщить перемиловских к спорту, что само по себе не только интересно, но и актуально в связи с победой Сочи в конкурсе на проведение Олимпиады.
Жители его “Олимпийской деревни” в небольшом перерыве между первой и второй гоняют в хоккей, устраивают забеги, упражняются с гантелями и играют в футбол. В серии представлен даже фитнес, а может, это простая советская зарядка? Как ни странно, но большинство видов спорта у Любарова – женские. Только бокс, в деревенском варианте больше похожий на мордобой, остался прерогативой мужчин. Всё оттого, что на красивых, дородных перемиловских женщинах держится и семья и деревня в целом, а мужики там маленькие, тщедушные, да и пьют много. В традициях лубка Любаров, пренебрегая масштабом и перспективой, изображает женщин, как персон более значимых, гораздо монументальнее и крупнее, чем “измельчавших мужиков”. От этой монументальности и спорт по-Любаровски статичен и неспешен, как и сама деревенская жизнь, которая течёт размеренно, в отличие от нашей, городской. Рисуя Перемилово XXI века, художник в то же время переносит на холст картины своего детства, размывая таким образом границы эпох и индивидуальные черты людей, создавая некий архетип человека.
Разумеется, 30-летний опыт иллюстрации не мог не отразиться на живописных работах Любарова. Только теперь он и художник, и сочинитель в одном лице; он сам придумывает истории, которые потом рисует, опять-таки как в русском лубке. Вообще наивное искусство – первое определение, которое приходит, глядя на его работы. Но при ближайшем рассмотрении видно и влияние живописи Северного Возрождения, и узнаваемые позы в стиле Марка Шагала… И всё-таки главное – не рассуждения о “влияниях на творчество художника”, а неподражаемый стиль Любарова, который всегда узнаваем; увидев хоть раз его картины, уже ни с кем его не спутаешь.
Несмотря на ироничное отношение самого автора к своему искусству, большинство относится к нему более чем серьёзно. Будучи уже известен в профессиональных кругах благодаря своей книжной графике, Любаров завоевал общее признание именно своими живописными работами. Особенно полюбили его видение “истинной” русской действительности за границей, где его картины регулярно выставляются. В России работы Любарова можно увидеть и в Третьяковке, и в Русском музее, но персональные выставки художника в Москве проходят не так часто. А потому выставка в Доме Нащокина – это определённо событие, которое стоит посетить.
выставка открыта до 10 декабря по адресу Воротниковский пер., д. 12.
Время работы:
Ишмуратова Юлия
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||