Вышел второй выпуск справочника цен на русское искусство от авангарда до наших дней (DAR)

Вышел второй выпуск справочника цен на русское искусство от авангарда до наших дней (DAR)

22 февраля 2006 г.

После выхода справочника DAR в прошлом году было много нареканий по поводу присутствия одних имен и отсутствия других, по поводу вилки цен в десятки раз на произведения художников. Настораживало, что галереи и художники с нежеланием шли на контакт с составителями справочника, имея в виду не обнародовать реальные доходы от продаж.

То, что опыт справочника был необходимым и своевременным, говорит изменившаяся за этот год ситуация на российском арт-рынке. И сами художники, и галеристы, кажется, поняли, что объявление реальных цен выгодно им самим в качестве рекламы для привлечения покупателей. Два директора издания Никола Саворетти и Марта Боэри утверждают, что многие галеристы в этом году изменили свою позицию и шли им навстречу. Со своей стороны они частично поменяли состав экспертов, расширили список художников, - особенно 20-30-х годов, в области видеоарта и из регионов.

DAR, как связующее звено между художниками и галереями, с одной стороны, и покупателями и коллекционерами современного искусства, с другой, безусловно, взял на себя сложную и для нашей страны новую задачу. Вектор движения издания вызывает сочувствие и уважение.
Андрей Сарабьянов, искусствовед и эксперт DARа, отметил общую тенденцию российского арт-рынка, - смещение интереса новых богатых коллекционеров от русского реализма XIX века с Шишкиным и Айвазовским в сторону художников начала ХХ века. Здесь наблюдался резкий скачок цен, - уже не в разы, а на порядок. Так, Илья Машков был продан на западном аукционе по цене в 20 раз превышающей указанную в старом каталоге. То же касается работ Кустодиева, Фалька, Кончаловского и других. Интересы покупателей расширяются, двигаясь в сторону ныне живущих мастеров. Кроме прочего, это означает большую структурированность российского арт-рынка по сравнению с первоначальным хаосом.

Исследование самого арт-рынка вызывает, конечно, все новые вопросы. Так возникла проблема, включать ли в список художников-эмигрантов, которые не принадлежали ни к авангарду, ни к советскому искусству 20-30-х годов. В нынешнее издание включены уже и Александр Бенуа, и Мстислав Добужинский, торги произведениями которого стали сенсацией на торгах в Париже минувшей осенью, принеся баснословный и неожиданный доход организаторам. В следующем году список этих художников будет расширен. То же касается и отечественных мастеров 20-30-х годов, остававшихся в советское время в тени, так как стремились не к официальному признанию, а к сохранению профессионального и человеческого достоинства. Тех, чьим творчеством, например, занимается галерея «Ковчег». Многое зависит и от самих покупателей. Будут повышать цены на произведения художников, коллекционируя их, и справочник тут же отзовется на происходящее.

Самый болезненный вопрос это список современных художников. Кого считать таковыми? Всех, кто сегодня живет и работает? Тех, чьи имена есть в справочнике союза художников? Тех, кто занимается contemporary art’ом? Надо учитывать и то, что многие художники предпочитают ориентироваться на уже сложившийся закрытый круг своих ценителей. Даже таких «арт-олигархов», как А. Шилов и И. Глазунов на российском арт-рынке практически нет. Их работы нельзя купить «ценителю с улицы», они их делают исключительно на заказ. Другие же художники могут в рекламных целях выставить себе вполне нереальные цены. На пресс-конференции, посвященной выходу DARа, был задан вопрос, кто и когда поставил цену на инсталляцию художников группы АЕС - $72400, которая вряд ли соответствует реальности, последовал обескураживающий ответ: сами художники. Да, за эту цену их никто не купит, но дешевле они продавать отказываются. Составителям пришлось говорить, что цены, указываемые художниками и галереями, они не обсуждают, а принимают как данность. Результат легко представить.

Уже эти примеры показывают, что многие цены в DAR по-прежнему вызовут вопросы, да иначе и не может быть, пока арт-рынок в России не обретет более цивилизованного вида. Учтем, что список вошедших в справочник ныне живущих художников во многом зависит от личного знакомства с ними уважаемых экспертов. Те, кто чурается их круга, легко остается за бортом справочника. Один из участников пресс-конференции воскликнул в ужасе, пролистав книгу: «А почему нет Владимира Брайнина?!» Действительно, один из самых ценимых на арт-рынке и уважаемых мастеров современной живописи в списках не значился. И не он один. Групповщина продолжает править бал.

И все-таки шаг вперед сделан. Прежде всего, он сделан самим арт-рынком, теми деньгами, что в него вкладываются, увеличиваясь в порядки. А справочник цен идет ему след в след. И то, выберет ли он правильный вектор, будет означать его необходимость.

Источник: ПолитРу

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru