Выставка Татьяны Назаренко "Исчезающее время" в Санкт-Петербургской галерее "КвадраТ"16 января 2006 г. Татьяна Назаренко — одно из самых известных имен, представляющих современное искусство России и ее творчество не нуждается в особом представлении. Любой исследователь творчества Татьяны Назаренко безошибочно отметит ту главную тему, которая на протяжении всего времени, так или иначе, присутствует в работах художницы. Это ее интерес к истории. Пристрастие к этой теме, многократно проявившееся в самых известных полотнах, таких как «Казнь народовольцев», «Пугачев», «Восстание Черниговского полка», а так же в нашумевших работах «Переход», «Московских стол», «Гибель империи. Конец тысячелетия» нашло отражение в проекте «Исчезающее время». Изначально идея была реализована в 1999 году в проекте «Памятники», когда у Кутафьевой башни Кремля был воздвигнут монумент «Рабочий и колхозница» из недолговечного для памятников материала (фанеры) и представлял скульптурные персонажи в интерпретации Т. Назаренко, позаимствованные ею у В.И.Мухиной. Тогда у художницы родился шутливый замысел создать принципиально новый памятник – передвижку из легких материалов. Эти памятники могли бы снять вопрос о монументальной пропаганде и примирить абсолютно все слои общества уже хотя бы в силу того, что и материал дешевый и памятник «подвижный». Не стоит принимать эту идею всерьез. Она таит немалую долю сарказма. Тогда, пять лет назад, своим проектом Татьяна Назаренко пыталась доказать от противного, что при отсутствии организующей идеи «монументальная пропаганда» внушает скорее «ужас перед глупостью», чем «страх перед будущим». Сегодня в российском длящемся безвременье эта тема оказалась по-прежнему более чем актуальной и художница вновь представляет свою версию памятников-передвижек в жанре «SCULTURE – AMBULANT» в проекте «Исчезающее время». В самом названии заключена нотка трагизма. «Исчезающее время», как исчезающие виды животных, которых никогда больше не будет, которые безвозвратно утрачены. Куда исчезает время? Оно превращается в прошлое, а прошлое не вернуть.
Тонкая ирония и заразительный смех художницы над обнажившимся абсурдом реальности материализован ею в фотоколлажах и скульптурах - передвижках из фанеры, в образах которых легко узнаваемые «герои нашего времени». Притворно-забронзовевшие бизнесмены и их охранники, попсово-расписные персонажи эстрады…
Целая галерея знакомых типов.
Но есть еще фигуры поэта и художника, просветленно-грустные лица которых диссонируют с героями сегодняшнего дня.
«Время расставит все по своим местам» – говорит народная мудрость.
А художник тем и хорош, что является своего рода тонким барометром, неторопливо фиксирующим и отражающим самые незаметные вибрации человеческой истории. с 19 января по 12 марта 2006г. Источник: ARTRUSSIA
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||