Выставка "Сhanel. По законам искусства" в ГМИИ им. Пушкина до 21 ноябряChanel. По законам искусства.
О том, что в изобразительном музее имени Пушкина открыта выставка Шанель, думаю, знают все. Музей штурмуют очереди девушек на шпильках, окружают дорогие машины, шанс попасть в залы музея в выходные практически равен нулю. Вобщем, это не удивительно – имя Габриэль Шанель, чьей персоне и посвящена выставка, давно уже стало синонимом всего стильного и лучшего. Что стоит отметить в первую очередь, так это сценографию выставочного пространства. Автор концепции и сценария экспозиции – Жан-Луи Фроман. В колонном зале Пушкинского музей выставлены несколько стендов, каждый из которых посвящен отдельным людям, которые сыграли важную роль в жизни и творчестве Габриэль Шанель. Приятно удивляет наличие среди них значительного количества русских имен. Это великий князь Дмитрий Павлович, Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, а также Мися Серж, Поль Моран и другие. Здесь Вы сможете увидеть письма и фотографии, рисунки и отдельные предметы, принадлежащие как друзьям мадмуазель Шанель, так и ей самой. Но это все – как вступление к основной части выставки. Основное пространство выставки разделено на пять частей. Куратором был положен в основу не хронологический принцип, а ассоциативный. Авторами было выделено пять наиболее ярких новаций Габриэль, которые стали признаками дома Шанель. Их условно назвали «Черный», «Красный», «Пески» «Венеции», «Твид». Пять отдельных помещений выставки отделаны в соответствии с их названием – в указанном цвете и материале. Стены, обитые мягкими тканями, так и хочется потрогать, понюхать (они надушены тонкими ароматами духов Chanel), в каждом помещении играет своя музыка. Каждый из пяти блоков состоит из двух комнаток. В первой представлена развеска с фотографиями моделей, начиная 30-ми годами, заканчивая современными, а также в витринах выставлены платья и костюмы, выполненные мадмуазель Коко. Во второй представлены произведения искусства, корреспондирующиеся с данным аспектом творчества Шанель. В «Черном» выставлено знаменитое маленькое черное платье Шанель, а ему в пару – фотографии Ман Рэйа и черно-белые геометрические композиции Родченко. В «Венециях» - шикарные, отделанные золотом и камнями платья и дорогие оклады православных икон. В «Красном» - чувственные, легкие и несколько театральные наряды от Шанель – и «Квадратный метр губной помады» Фабрис Ибера. Такая организация экспозиции призвана подчеркнуть созвучность творчества Шанель художественным исканиям 20 века, вписать ее имя в круг не просто модельеров, но величайших художников своего времени. Само название выставки, «По законам искусства», отражает ее задачу – рассказать нам о Габриэль Шанель не как о модельере, иконе стиля для многих женщин, но как о тонком художнике, который совершил революцию в искусстве, который обладал удивительным чутьем прекрасного, чьи смелые идеи остаются актуальными спустя столько лет после ее смерти. О художнике, который создал не просто свой стиль, а целую эстетику, идеи которой можно варьировать, менять, но при этом не терять их самой сути. Эпиграфом к «Пескам» создателями выставки были выбраны слова самой Коко – «Чтобы быть незаменимой, нужно быть разной». В этой образной вариативности, наверное, и был секрет ее успеха. В этом же, должно быть, и секрет успеха выставки.
Выставка продлится до 21 ноября по адресу ул. Волхонка, д.12.
Елена Верховская
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||