"Зона счастья" Ольги Чернышевой открывается сегодня в Государственном Русском музее15 ноября 2004 г. В экспозицию входят видеофильмы Чернышевой «Неизвестные», «Самостоятельные занятия», «Пароход Дионисий» и «Поезд», а также рисунки и акварели, созданные по образам видео/фотосерий. Весь материал объединен временем (2003-2004 годами) и местом – областью Центральной России. Художница представляет мужчину и женщину, погруженных в летнее сияние пригородного дня; людей, увлеченных каким-то занятием (подметанием, передвижением по улице, катанием на скутере по Красной площади, сбором вторсырья в парке); горожан-туристов, гуляющих на теплоходе; пассажиров в электричках и поездах дальнего следования, смонтированных художницей в один метасостав. Итак, «Зона счастья» открывается наблюдением мужской и женской природы, затем в эту зону проскальзывают всевозможные представители населения, поглощенные своими, когда понятными, когда загадочными телодвижениями. Наконец, людское коловращение структурируется в инсталляции «Поезд»: взгляд камеры продвигается по закольцованному пространству вагонов, по механическому руслу, проложенному через ряды лиц и тел. Чернышевой движет желание удержать, запомнить зрелище новой России 1990-х. Однако жанровое начало в ее творчестве возникает не из пафоса осознающей себя нации или социальной группы, наоборот – из побуждения зафиксировать бессознательно проживающих свой срок неизвестных людей. Людей, как и всё вокруг: как природа или, точнее, биосфера, в которую входят и мегаполисы с их бесконечно разлагающимся и обновляющим себя миром. Чернышева сочувственно демонстрирует абсурд и в то же время сильную внутреннюю необходимость, побуждающую ее персонажей творчески обживать зону своего обитания, от стесненного пространства вагона до покатой брусчатки у кремлевской стены. Проекты Чернышевой устремлены к тому, чтобы вернуть зрителю ощущение живой, еще не пропущенной сквозь информационную машину реальности. Художница мягко замещает привычное содержание монитора зрелищами, доступными человеку, который никуда не спеша, смотрит по сторонам, вступая в непосредственный чувственный обмен с миром. Видеопроекты Чернышевой реанимируют мир на мониторе, который мы признаем своим гораздо быстрее, чем реальный. В этой реактивации отработанного экранного топлива и пространства художница не одинока. Видеоарт начала 2000-х годов отличает интерес к «переформатированному кино» или документальной фиксации картин жизни, которая через легкий гротеск образа, через ритмические сбои или паузы монтажа и звукоряда акцентирует затертые или скрытые смыслы, возвращает повседневности энергию преображения. Ольга Чернышева окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, отделение художников кино (1986) и Государственную Академию в Амстердаме (1995). В 1987 году она впервые показала свои произведения на знаменитой XVII Всесоюзной молодежной выставке в Доме художника в Москве. Сегодня художница живет и работает в Москве и Амстердаме. Выставка организована при содействии галереи STELLA ART (Москва). Источник: ARTRUSSIA
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||