"Пленники красоты" в Третьяковке - академическое и салонное искусство России 1830-1910-х19 октября 2004 г. Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х годов представлено на выставке "Пленники красоты" в филиале Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу. В экспозиции – около 500 произведений живописи, графики, скульптуры, а также афиши, рекламная упаковка, открытки, фотографии, мебель, фарфор, бронза, стекло, лаки, костюм, шедевры ювелирного искусства. Здесь представлены как прославленные имена и хрестоматийно известные произведения, так и менее, а то и вовсе не знакомые публике мастера и работы, многие из которых впервые за долгие годы покинули музейные запасники и стены частных владений. При всем разнообразии видов, жанров, техник, эти произведения объединяют общие представления об искусстве, его целях и задачах. Определить основную из них можно коротко: воспевание красоты. Красоты природы, красоты женщины, пряной прелести загадочных стран Востока, пикантного обаяния «галантного» восемнадцатого столетия. Авторов подобных работ их противники называли «беспечальными художниками». И в самом деле, «низкие истины», темные стороны действительности, изнанка жизни, социальные и психологические конфликты не привлекали их. Они считали, что искусство призвано возвышать человека над прозой жизни, отвлекать от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз. Такое искусство требовало больших знаний, эрудиции, огромного трудолюбия и в хорошем смысле этого слова ремесленного мастерства. Не случайно его создатели принадлежали к числу «отличников» академий. Их произведения поражают совершенством рисунка, мастерством композиции, блеском колорита, разнообразием фактурных эффектов, занимательностью сюжетов. Академическая и салонная живопись второй половины ХIХ века в лице наиболее талантливых своих представителей была хранительницей заветов живописного умения и профессионализма. Выставка демонстрирует многообразие стилей, к которым прибегали мастера этого направления: неоклассика, «русский стиль», «фо рококо», ориентализм, европейское средневековье… Экспозиция становится своеобразным «путешествием» по различным историческим эпохам и странам. Во всем многообразии стилей и тем выделены две главные, наиболее существенные для русского салонного академизма – «античный миф» (здесь царит знаменитое полотно Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» 1889, ГРМ) и «русский стиль» (с центральной картиной К.Е.Маковского «Поцелуйный обряд» 1895, ГРМ). Широко представлен излюбленный искусством салона итальянский жанр. Один из самых больших разделов выставки посвящен портрету – жанру, с которым традиционно связывается понятие салонного искусства. Блестящие работы С.К.Зарянко, К.Е.Маковского, И.Е.Репина, К.А.Сомова демонстрируют приемы, составляющие в этом направлении основу образа – эффектную подачу внешнего облика модели, черты «светскости» и высокого социального статуса. Русское академическое и салонное искусство ХIХ века – значительное художественное явление, давно ждущее специального показа и исследования. Выставка «Пленники красоты» вводит в сферу внимания специалистов и любителей искусства много новых имен и произведений, помогает создать более объективную картину развития русского искусства, позволяет восстановить историческую справедливость и отдать дань художникам, внесшим существенный вклад в развитие культуры ХIХ столетия, а также лучше понять истоки многих явлений искусства ХХ века. С 20 октября 2004 по 30 января 2005 Источник: Государственная Третьяковская галерея
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||