Русский экспрессионизм А. Древина, А. Фонвизина и Анатолия Зверева в галерее “Дом Нащокина”

Русский экспрессионизм А. Древина, А. Фонвизина и Анатолия Зверева в галерее “Дом Нащокина”

11 октября 2004 г.

Жизнь художника Александра Древина оборвалась 26 февраля 1938 года. Постановлением комиссии НКВД и прокуратуры СССР он был обвинен в участии в контрреволюционной организации и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Что такое контрреволюционная деятельность, Древин плохо понимал, но, замученный допросами следователей, отвечал: “Руководители контрреволюционной организации, зная меня как представителя реакционного формалистического течения в изобразительном искусстве, давали мне поручения писать ряд картин…”.

Артуру Фонвизину повезло больше. Его не расстреляли, но отношения с властью и у Фонвизина складывались драматично. Сначала художника обвинили в “формализме”, а затем сослали в Казахстан. В защиту Фонвизина-формалиста выступил Александр Древин. Не испугался, хотя, наверное, предчувствовал, чем эта защита может для него закончиться. “Найдется ли еще художник такой поэтики, такой романтики красок, такого трепетного психологизма? — писал Древин. — На его картинах краски горят, мерцают, переливаются — даже черная и белая”.
Акварели Фонвизина и впрямь завораживают своей волшебной красотой. Они словно оживший сон: цирковые наездницы, балерины, букеты цветов. Кисть художника реальный мир людей и цветов превращает в акварельную сказку. Ничего конкретного, тщательно выписанного или подчеркнутого, все в полутонах, слегка размыто, но невероятно притягательно. Особенно запоминаются две работы: серебристо-матовый “Портрет балерины Тихомировой” и яркий, словно сотканный из лепестков роз “Портрет Юмашевой с кулоном”.

Еще один из тех, кто не вписывался в советский сюжет, — Анатолий Зверев. Уже одним своим образом жизни он вызывал раздражение, неоднократно привлекался за “тунеядство”, представители официального искусства и критики отказывались признавать художником этого бунтаря-одиночку. А сам художник считал живопись Чудом Божьим. Так и писал: “Живопись — это совокупность света и тени, взаимодействие с цветом. Из этого прозаического и получается то, что признают за Чудо Божье. Родилась же Матушка-живопись из окружающих человека красок природы, особенно радуги”.
Вот и взял Зверев немного красок у радуги и разбросал по своим полотнам. На выставке экспонируются фантастические “Букеты”, испуганные, сбившиеся в стаю “Чайки”, нежные, трепетные женские портреты, есть и два автопортрета самого Зверева. Один бесшабашный, лихой, созданный в начале 1950-х годов, светящийся радугой и радостью жизни. И другой, датируемый 1971 годом, на котором страшное, измученное лицо с черными глазами-дырами.

Галерея "Дом Нащокина"
Адрес: Воротниковский пер., д.12
Телефон: (095) 299-47-74/11-78
до 14 ноября 2004

Источник: Московский Комсомолец

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru