Портреты Роберта Уилсона в фонде "Екатерина" до 11 ноябряВ фонде культуры «Екатерина» открылась необычная выставка «VOOM. Портреты Роберта Уилсона». Уилсон – один из самых востребованных театральных режиссеров современности, яркий, неординарный художник. Московской публике он известен по спектаклю «Мадам Баттерфлай», который он ставил у нас на сцене Большого театра. Сейчас, по слухам, идут переговоры о еще одной постановке Уилсона в Большом, на этот раз оперы «Аида», ну а пока мы можем посмотреть на творчество мастера под несколько другим ракурсом. На выставке представлены 25 видео-портретов разных знаменитых, публичных людей – от принцессы Монако Каролины до Шона Пенна. Все портреты демонстрируются на плазменных панелях вертикального формата. Каждой своей модели Уилсон подбирает яркий, интересный образ, наиболее ему, по мнению автора, подходящий. Так, например, Михаил Барышников представлен в образе Святого Себастьяна, Стив Бушеми – мясника, Изабелла Росселини – то ли куклы, то ли мяльтяшной девочки, вроде Сейлор Мун. Все предложенные Уилсоном амплуа необычны и неожиданны, каждый портрет сопровождается соответствующим звукорядом. Всё это в сочетании с затемненными залами позволяет создать очень цельные, лаконичные образы. Вот что Уилсон рассказывает о своих портретах: «Я задумался о проектах, связанных с видео в конце семидесятых годов, и первыми, кого снимал, были французский поэт Луи Арагон, парижанка Элен Роша и прочие светские знаменитости. Тогда начала воплощаться идея «семейного альбома». Я думал, что здорово было бы размещать видео-портреты на остановках, в автобусах, в поездах, на задних спинках самолетных кресел. Проект демонстрировался тогда по-разному, в зависимости от страны: в Швейцарии в перерывах футбольных матчей, во Франции как реклама, а в Скандинавии как заставка после окончания телевизионных программ. Это стало своего рода фоном для жизни, как пламя в камине». Для нынешней выставки Москва стала третьим принимающим городом, до это портреты были представлены лишь в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. «Почти все мои работы неподвижны, ведь когда люди замирают, они лучше осознают свои движения и жесты. Напряжение и расслабленность – два принципа, на которых созданы эти портреты. А портреты просто то, на что нужно смотреть». Действительно, портреты завораживающи в своей медлительности. Все образы лиричные, часто очень остроумные и безумно красивые. То, что автор является режиссером, отразилось и на его портретах – в их стремлении к театральности, во внимании к жесту, в точной постановке картинки, за красотой которой он следит. Вообще, вся выставка производит по-хорошему странное впечатление. За счет того, что большинство моделей представлено неподвижными, позирующими художнику, при первом взгляде кажется, что перед тобой обыкновенная, правда несколько яркая, рекламного типа фотография. Но вдруг, присмотревшись, задержав взгляд на модели, ты замечаешь, что она дышит, что ее замершие в выразительном жесте руки чуть подрагивают, а глаза моргают. И это волшебно и удивительно. Выставка продлится до 11 ноября по адресу ул. Кузнецкий мост, д.21/5, стр. 1.
Елена Верховская
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||