Выставка одного из самых значительных представителей российской неофициальной культуры 1960–1980-х Эдуарда Штейнберга06 июля 2004 г. 7 июля 2004г. в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений одного из самых значительных представителей российской неофициальной культуры 1960–1980-х Эдуарда Штейнберга. Художник начал свою творческую карьеру в России, затем эмигрировал в Париж. Эдуард Штейнберг - представитель так называемого метафизического направления в искусстве московского андеграунда, обращенного к отвлеченной духовно-философской проблематике, поискам истины, вечным вопросам бытия. Будущий художник родился в 1937 году в Москве. Специального художественного образования Штейнберг не получил. После окончания семилетней школы он пробует специальности рабочего, сторожа, землекопа, позже рыбака. В 1957-1961 Штейнберг жил в Тарусе, где после реабилитации отца - поэта, переводчика, и художника А.А. Штейнберга (1907-1976) поселилась семья. Там он начинает заниматься живописью («период самообучения»), пользуясь советами и примером отца. Начинающий художник свободно копирует классику – рисунки Рембрандта и Калло, пишет пейзажи Тарусы, натюрморты, портреты. В 1961 году он вместе с друзьями (В Воробьев, И.Вулох, В.Каневский) устраивает в городском клубе Тарусы одну из первых независимых выставок. В том же году переезжает в Москву. В 1970-е годы Штейнберг создает собственную, персонализированную версию геометрической абстракции (так называемый «белый период» или метагеометрия), где пластическая конструкция является следствием духовного импульса. Штейнберг использует словарь элементарных знаков: окружностей, квадратов, крестов, овалов, треугольников, прямоугольников. Этот геометрический лексикон относится к числу самых древнихТворчество художника развивается в постоянном внутреннем диалоге с К. Малевичем. В середине 1980-х Штейнберг от метагеометрии переходит к композициям, включающим фигуративные элементы и имеющим очередную тематическую ориентацию. В его работах этого периода ощутима связь с проблематикой и мотивами поздних крестьянских работ Малевича. Светлая колористическая гамма уступает место темной, усиливается плотность и насыщенность цвета. Теперь Штейнберг работает в основном в Париже, а также в России – в Москве и в Тарусе. На счету Эдуарда Штейнберга более 20 персональных выставок. Его произведения хранятся во многих музеях мира. Имя Штейнберга можно смело включить в обойму первых имен российских художников второй половины ХХ века. Выставка в Русском музее - первая персональная выставка художника в Санкт-Петербурге. Источник: www.artrussia.ru/russian
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||