"ШАГИ МЕХАНИКА" Виктора Пивоварова в Русском музее21 июня 2004 г. 21 июня 2004г. в Михайловском (Инженерном) замке ГРМ открывается выставка «Шаги механика» художника Виктора Пивоварова. Это - концептуальный проект, включающий восемь частей и отражающий творчество Пивоварова, одного из основоположников московского концептуализма, на протяжении более чем тридцати лет. Выставка разворачивается как театральное представление. В первую часть - «Действующие лица» - входит одноименный альбом, в котором изображена московская художественная жизнь 1970-х. Альбомные листы чередуются с портретами поэта Овсея Дриза, Игоря Холина и странного персонажа, пришедшего из детства художника, Григория Сергеевича Татузова. Во вторую часть - «Место действия» - входит цикл картин «Квартира 22», в которой художник возвращается в коммунальную квартиру своего детства. Серовато-коричневые холсты с текстами, как будто наполнены голосами ее обитателей, навеки оставшихся в 1950-х. В состав третьей части - «Время действия» - входят написанные нитроэмалью картины 1970-х годов. Именно в 1970-х закладывались основы того, что было развито художником позже. Своеобразным драматургическим перебоем между живописными сериями является альбом, давший название всей выставке «Шаги механика», который построен на принципе соединения вырванных цитат и фраз с рисунками. Так же, как и серия темных акварельно-угольных рисунков «Поэт в заснеженном городе», впервые показанная автором в Русском музее. Альбом «Заблудившийся Данте» посвящен Данте, который оказался в Восточных землях и «среди скитов и скифов … заблудился окончательно». Тексты этого альбома являются драматическим ключом целой выставки. Следующая часть - «Эйдосы» - представляет серию живописных произведений, отсылающих одновременно к работам Малевича и Де Кирико, так же как и к мотивам живописи эпохи Возрождения. И в завершающей части – «Разговор о лимонной корочке» - показана серия небольших натюрмортов, в которых художник возвращается к самым обыденным и тихим вещам, так же, как и к размышлениям об истории живописи. Медитативность этой серии замыкает круг, очерченный «Шагами механика». «Механик – это человек, который приводит в порядок механизмы, - говорит художник. - Мы многое потеряли, сломали в своей жизни. И шаги механика – это символ надежды на то, что когда-то все в нашей жизни придет в порядок». Виктор Пивоваров – один из основоположников московского концептуализма. В 1960-70-х годах он, наряду с Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым, Эдуардом Гороховским и Андреем Монастырским, разрабатывает тот особый тип художественного высказывания, который, впервые со времен русского авангарда, позволил говорить о своеобразии советского искусства. В отличие от западной модели концептуализма, во многом опиравшегося на структурализм и пост-структурализм Ролана Барта, московские художники создали свой «литературный» вариант концептуального искусства. Особенности взаимоотношения «слова и образа» проявились сначала в форме альбомов, которые, по мнению исследователей, стали важнейшим вкладом московского круга в концептуальное искусство. Окончив в 1962 году Московский Полиграфический институт, Виктор Пивоваров на протяжении двадцати лет занимался иллюстрированием детских книг и журналов. В начале 1970-х, вдохновленный предупреждающими об опасности железнодорожными щитами, он пишет нитроэмалью на оргалите серию картин. Эту же технику художник использует при создании в 1975 году своих концептуальных «Проектов для одинокого человека». В конце 1970-х Пивоваров включает в свои произведения абстракции, которые вступают в диалог с фигуративными образами. Для его живописи характерна ровная поверхность, создающая эффект безвоздушного пространства, в котором различные персонажи оказываются как бы «подвешенными». В 1982 году Пивоваров эмигрировал в Прагу. Он принимал участие в крупнейших международных выставках. В 2004 году Государственная Третьяковская галерея организовала первую большую ретроспективу художника, которая с небольшими изменениями представлена и в залах Государственного Русского музея. Источник: www.artrussia.ru/russian
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||