London Contemporary Art -EEB и "Гaлеrея Сtудия" представляют юбилейную выставку Рустама Хамдамова14 июня 2004 г. "... Вся наша жизнь - узор ковра и тот, кто этот узор выдумал, тот выдумал все, что с нами будет…" В этом году Рустаму Хамдамову исполнилось 60 лет. Единственное место в Москве, где отмечали юбилей мэтра Рустама Хамдамова галерея «London Contemporary Art» на Покровском бульваре. ОН не присутствовал - поздравления принимали его художественные произведения, способные поведать об авторе куда лучше красноречивых ораторов. Творчество Рустама хорошо знает элитарный и довольно узкий круг ценителей. Но уже выросли поколения, которым имя мэтра Хамдамова ни о чем не говорит, как будто его уже нет. И тут мастеру «тур де форс» Игорю Метелицыну, вопреки прагматично-диллерской деятельности « в голову пришла тончайшая мысль…» предложить «… самой известной из всех неизвестных»,- галерей ,"…сердце которой тоскует в горах…”, продолжить чествование юбилея мэтра Рустама Хамдамова персональной выставкой его работ «и тогда "ТОТ КТО " мог бы обнаружиться и было бы ясно, что он есть, и что он действует…», что он существует. Часть коллекции живописи и графики предоставленной Филиалом корпорации “London Contemporary Art-EEB ” будет показана в России впервые. В тексте использованы цитаты из фильмов Рустама Хамдамова "В горах мое сердце" "Нечаянные радости" "Анна Карамазофф" «...Сюжет Рустама совпал с этой страной – ей всегда нужен был гений в подвале. Хамдамов всю жизнь прожил «в подвале», и действительно оказался гением, «– не откровенно и не явно, без деклараций…», но гений - тот, после которого меняется мир. Во всяком случае, мир отечественного кинематографа гений Рустама Хамдамова изменил» «В английском языке есть такая идиома - «there is no success like failure» (дословно «нет такого успеха, как провал»). Подавляющему большинству Хамдамов до сих пор неизвестен. Ни один его фильм не был официально показан и не дошел до широкой публики, но уже не важен для вечности скандальный провал на Каннском фестивале… (фильм «Анна Карамазофф» был одним из главных претендентов на Гран-при в Каннах!) Именно он, неизвестный широкой публике художник, в 1996 году получает приз «Триумф» - как кинорежиссер, художник и сценарист. В 2003 году впервые за всю историю русской культуры, при жизни оказывается в современной коллекции Эрмитажа. В 2004 году ему дают премию «Культурное достояние нации». «В живописи, как собственно и в кинорежиссуре, Хамдамов – самоучка. Он не окончил художественной школы, никогда не брал уроков. Рисование - его способ мышления. Мастер неповторимой линии и феноменального чутья, он никогда ничего не переделывает, не доводит - либо попал, либо нет, зависит от состояния духа. Кадры из его фильмов, перекочевавшие акрилом на холст, акварелью или тушью на бумагу таинственно превращаются в живописные шедевры. Как Шахерезада из «Тысячи и одной ночи», он все время рассказывает нам историю, у которой нет конца. В этом монологе сокрыты его уникальная эстетика, философия, некая тайна: Как впрочем, и в самой его жизни. Реализоваться и «следовать предназначению» - не одно и то же. В сюжет существования Рустама Хамдамова, реализация - как нечто важнейшее не входит, а его творчество, помимо воли, путь к реализации для других». Игорь Метелицын Источник: www.shazina.com
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||