Выставка работ одного из самых ярких представителей концептуализма Эдуарда Гороховского в ГРМ31 мая 2004 г. 1 июня 2004 г. в Мраморном дворце Государственного Русского музея откроется выставка работ одного из ярких представителей московского концептуализма Эдуарда Гороховского. На счету Эдуарда Гороховского более 220 выставок во многих странах мира, в том числе и в России. «Самые ранние мои воспоминания связаны с рисованием, - пишет художник в своих воспоминаниях, - зрительные ощущения всегда были и остались для меня самыми сильными. Я обмирал, помню, при виде картинки, тем более картины, и был равнодушен к музыке. Отец с матерью были в ужасе, когда поверили в серьезность моего намерения стать художником, и сделали все, чтобы звучное слово «архитектор» связалось с моей судьбой». Гороховский - архитектор по образованию, и проработал в Сибири по этой специальности много лет. Свою творческую карьеру он начал главным образом – как график. Там же, в Сибири, художник приобретает известность как иллюстратор, изобретательный и продвинутый. С 1957 по 1990 Гороховский проиллюстрировал более 120 книг. Его книжные иллюстрации получали дипломы, экспонировались на отечественных и международных выставках. В 70-е годы Гороховский тесно сближается с кругом московских художников: В. Пивоваровым, И. Кабаковым, Э. Булатовым и другими. Именно в это время он и увлекся фотоавангардом, включавшим в себя как собственно фотографию, так и фотоколлаж. Уже к середине 1970-х у него появляется архив фотоизображений, с которым он будет работать постоянно. Чаще всего в качестве первоисточника художник использует старую студийную фотографию. Гороховский оставляет в начале серии эту старую фотографию, нетронутой, но дальше на ней появляются царапины, прорывы, наросты – оттиски штемпеля, сигнальные знаки и прочее. Художник берет фотоизображение и переводит его - в основном через посредство шелкографии - на холст или бумагу. Изображение вытесняется, переносится в чужую среду, разрывается на куски, подвергается другим манипуляциям: наплывам цвета, размывам, дублированию, сжатию. Уже в ранних работах Гороховского возникает мотив полупрозрачного экрана (квадрата), расположенного «внутри» старой фотографии. В появившейся тогда серии «Игра» художника тянет похулиганить и нарушить официальные правила «хорошего» тона. Провоцировал к этому период застоя, во время которого господствовал официоз. Вырезанные из какой-либо благопристойной студийной семейной фотографии прошлого века почтенные персонажи – офицер и дама – предстают в непредсказуемых ситуациях: на пресс-конференции – в качестве политиков или на пьедестале – как спортсмены-победители. Работы Гороховского 1970-х – первой половины 1980-х годов были встречены тогдашней профессиональной общественностью с большим интересом. Он действительно стал в России пионером в освоении нового оптического языка, сумел дать свою версию сочетания западных веяний и новооткрывшегося фотоколлажного наследия авангарда. Сегодня Гороховский большую часть времени проводит в Германии, где много работает и много выставляется. Новый этап в творчестве автора начался очень мощной и неожиданной серией «Черный прямоугольник». Многие российские художники, живущие сегодня на Западе, отдали дань черному цвету. Гороховский в своих отношениях с черным выбирает другой путь – не живописный. В этой серии автор собрал полюбившиеся ему ситуации, сюжеты, портреты. Источник: www.artrussia.ru/russian
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||