Фотографии Эндрю МураЭндрю Мур преподает фотографию в Принстонском Университете и в Школе визуальных искусств города Нью-Йорка. Он получил многочисленные призы, такие как Специальный приз жюри на кинофестивале «Сандэнс» и Prix des Jeunes Photographes на фестивале «Встречи в Арле», Франция. Престижные американские музеи, такие как Кливлендский художественный музей, LA County Museum, Музей Современного искусства Сан-Франциско и др. приобретают его фотографии в свои коллекции. В Московском центре искусств сейчас представлены его лучшие работы из серий «Россия», «Куба» и «Вьетнам». Выросший в Америке в годы Холодной войны Мур всегда живо интересовался, что же происходит по другую сторону железного занавеса. И после того, как он пал, фотограф отправился в страны бывшего социалистического лагеря посмотреть на плоды социализма. Картина, запечатленная на его фотографиях, не утешительная – обшарпанные, нищие города с победоносным красным флагом или чуть запылившимся бюстом Ленина. Но вся эта разруха и нищета, которая что в России, что на Кубе одинакова, сняты очень вкусно и красиво, получаются эдакие симпатичные яркие открытки. По России Мур путешествовал с 2000-го по 2004-й год. «Я много читал о России, - говорит фотограф, - смотрел русские фильмы. Но когда я приехал в Россию, это было похоже на очень странный сон. Здесь всё совсем не так, как у меня дома: столы другие, стулья другие, даже стаканы другие. В действительности Россия очень отличалась от моих представлений о ней. Мне понадобилось время для того, чтобы понять эту страну». Мур демонстрирует нам взгляд на нашу страну со стороны. И представляется она ему не яркой московской или питерской жизнью, а видами Ферапонтова монастыря, загороженными проводами электростанций, красным фортепианном из Артека и пыльными, чуть выцветшими балетными пачками Мариинки. Вообще тема театра у Мура проскальзывает довольно-таки часто. Это и фотография с немолодой натурщицей в каком-то чердачного вида помещении института имени Репина, и упихнутые на полку туфли в Ленфильме, и разрушенный театр, превратившийся в велосипедную стоянку в Гаване. Вот и получается, что весь этот красочный спектакль, который разыгрывал социализм, закончился, а мы вместе с фотографом заглядываем за его кулисы, смотрим на настоящую жизнь. Об объективности фотографа можем спорить. Хотя его позиция скорее безоценочна; он просто целенаправленно искал несколько грустные и красивые свидетельства социалистической эпохи, что, наверное, не самая трудная задача. Выставка продлится до 21 октября по адресу ул. Неглинная, д. 14. Елена Верховская
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||