Пожар в Великобритании уничтожил скандальные предметы искусства на миллионы фунтов26 мая 2004 г. Среди пылающих в огне предметов - работы скульптора и графика Дэмиана Херста и одной из самых скандальных современных художниц Англии Трейси Эмин. Как сообщает британская телекомпания Sky News, большинство сгоревших предметов искусства принадлежали известному коллекционеру Чарльзу Саатчи, который, как говорят, теперь совершенно "разорен". Саатчи, основавший вместе со своим братом рекламную фирму Saatchi&Saatchi до пожара являлся крупнейшим коллекционером современного искусства в Англии - его ежегодные расходы на пополнение коллекции составляли 2 млн фунтов стерлингов. Пожар на складе Момарт, который является одним из основных помещений для хранения предметов искусства в стране, продолжался в течение нескольких дней. Потерянными навсегда оказались "Ад" Джейка и Диноса Чапмэн и палатка Трейси Эмин под названием "Все, с кем я хотя бы раз спала с 1963 по 1994 год". Она представляла собой походную палатку, стенки которой были обклеены изнутри бумажками с мужскими именами. 102 любовника по списку. Как отмечает Sky News, спорная работа Трейси Эмин, в которой она назвала имена своих любовников, обошлась коллекционеру в 40 тысяч фунтов стерлингов. "Мы ждем представителей Момарт, которые дадут нам заключительное подтверждение. Чарльз абсолютно разорен", - сказал представитель Саатчи. Кароль Гастингс, директор Момарт, клиентами которого являются Национальная Галерея, Галерея Тейт и Букингемский Дворец, сказала, что никакие предметы искусства спасти не удастся. "Это могила. Огонь бушевал с понедельника. Там не может быть ничего, что можно восстановить", - сказала Гастингс. Некоторым утешением для владельцев картин, возможно, является то, что большинству из них будет выплачена страховка за сгоревшие предметы искусства. Борьбу с огнем вели 50 пожарных. Работы Дэмиана Херста и Трэйси Эмин называли "подрывающими социальные, моральные, эстетические и религиозные устои общества" Одна из самых скандальных работ Трэйси Эмин, тоже приобретенная в свое время Саатчи за 150 тыс. фунтов стерлингов, называется "Моя кровать". Она представляет собой настоящую кровать, в которой художница провела четыре дня, имитируя депрессию и самоубийство. Кровать завалена использованными презервативами, пустыми водочными бутылками, испачканным в крови нижним бельем и прочими отходами жизнедеятельности. Когда кровать была выставлена в галерее Тейт, на нее запрыгнули два китайских студента и устроили бой подушками - что, конечно, служит косвенным свидетельством того, что произведение никого не оставляет равнодушным и провоцирует к прямым действиям. Одна из последних работ Эмин, кстати, тоже связана с постельной тематикой: она представляет собой расписанную мочой простыню, посвященную воспоминаниям художницы о ранних годах собственной жизни. Что касается Дэмиана Херста, то в середине 1990-х годов он вывел на орбиту поколение YBA (Young British Artists) и обратил внимание крупнейших критиков и коллекционеров на молодых британских художников. Благодаря его деятельности Лондон назвали новой мировой столицей современного искусства. На первой шокирующей выставке в Нью-Йорке творчество Херста и его сподвижников было охарактеризовано как "подрывающее социальные, моральные, эстетические и религиозные устои общества". "Хитом" экспозиции была выпотрошенная и разрезанная на куски свинья в формалине работы Дэмиана Херста. Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани усомнился в том, что это искусство, и попытался срезать финансирование музея (с 23 до 7 млн долларов). Однако суд, куда обратилась администрация музея, запретил мэру регулировать свободу самовыражения и обязал его полностью перечислить положенную сумму. Модернисты извлекли из скандала пользу. Его широко освещали СМИ, а поколение YBA стяжало славу "супер-модного продукта современной британской культуры". "Я хотел бы быть остановленным, но никто меня не остановил" - это откровение вырвалось однажды у Херста. Источник: www.ntvru.com
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||