Выставка известного петербургского скульптора Льва Сморгона в Государственном Русском музее21 мая 2004 г. В творчестве известного петербургского скульптора Льва Сморгона нашли выражение бронза и камень, стекло и керамика, фарфор и игрушки. На выставке, приуроченной к 75-летнему юбилею художника, представлено более двух десятков произведений скульптуры (бронзовая скульптура и скульптура из гранита, фарфор) и около 30 графических листов. Лев Наумович Сморгон родился в 1929 году в Детском Селе (ныне г. Пушкин). Окончив в 1952 году ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, поступил на Фарфоровый завод при Институте керамики. Многие его работы этого периода выпускались массовым тиражом («Девочка с метелочкой», «Набулся, наделся»). В конце 50-60-х годов в петербургских домах можно было встретить шестифигурную композицию - озорных «Воробьев» Л.Сморгона, украшавшую комоды. Затем «фарфоровый» период в творчестве мастера сменился «игрушечным», на протяжении которого Сморгон создавал игрушки интересные как по форме, так и по конструкции. И снова его работы входили в каждый дом, как например, целлулоидная, утрированно-утонченная фигурка юной гимнастки. Эта кукла, выпускалась для детей, но привлекала внимание и симпатии и взрослых. 1970-1980-е годы стали периодом формирования и становления новой художественной системы Л.Н.. Сморгона. В это время он много внимания уделял графической работе. Создавая свои этюдные «ритмики» - на улице, в транспорте, на пляже - он «переплавлял» потом увиденное в другом материале, создавая …. произведения искусства. Одновременно художник продолжает занятия живописью и стеклом. Работая в мастерских Комбината прикладного искусства, Сморгон уделял много внимания технологии спекания плоского стекла, экспериментировал с формой и цветом. Многочисленные кубки, блюда и другие работы, появившиеся в более позднее время, стали важным этапом в творчестве мастера: используя простые утилитарные формы, он стремился к красоте уникального, к созданию произведения искусства в каждой обыденной бытовой вещи. На основе различных техник появилась и его собственная: цветное стекло художник вплавлял в толщу бесцветного, что создавало при обжиге особые узоры, подтеки и разводы. С начала 1980-х годов Сморгон все больше увлекается гранитом - материалом, нелегким в обработке. В его работах «стихийные», причудливо нагроможденные один на другой груды булыжников, на самом деле представляют собою идеально скомпонованные, тщательно подогнанные и удачно «заклиненные» гранитные формы, рождающие образы, которые с поразительной точностью и меткостью отражают характер модели. Скульптор добивается психологического сходства с моделью, давая возможность раскрыться самому камню. Его портреты "сложены" из нескольких блоков, соединенных без помощи скреп, штырей или других, чуждых камню, материалов. Художник словно подчеркивает этим свое глубочайшее уважение к природе: камни держатся только собственным весом. Но фактура каменного массива, на первый взгляд, обработанного самой природой, является в действительности плодом творчества мастера. Создавая свои гранитные «конструкторы», Сморгон использует прошлый опыт работы с игрушками, конструкции которых были мобильны и подвижны. («Скульптор»). с 19 мая по 19 июня 2004г. в корпусе Бенуа ГРМ Источник: www.artrussia.ru/russian
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||