11 мая исполнилось 100 лет со дня рождения великого классика сюрреализма Сальвадора Дали12 мая 2004 г. "Я определяю сюрреализм как мир. Безумная идея сюрреализма заключалась в интеграции идей мира в великие традиции классического искусства", - так, вполне мирно и, я бы даже сказал, шаблонно давал определение прославленному им крупнейшему художественному направлению ХХ века известный своими парадоксами и скандалами великий художник. Ровно 100 лет назад новорожденный младенец, которому суждено было стать одним из главных художественных провокаторов в истории мирового искусства, оказался в руках обычной крестьянской повивальной бабки в провинциальном испанском городке Фигерас. Самому ему всю жизнь хотелось представлять историю своего рождения несколько иначе - не случайно позднее, будучи уже вполне безумным гением, он в момент творчества облачался в головной убор богини Афины, убеждая себя, что, как и она, он появился прямым путем из головы верховного бога Зевса. Дали не изобретал сюрреализм В отличие от распространенного заблуждения, Дали не изобрел сюрреализм. Движение уже вовсю существовало в среде парижских художников, поэтов и даже кинематографистов, когда к нему примкнул приехавший в столицу мирового искусства в 1929 году молодой испанский живописец. Впрочем, в отличие от большинства своих единомышленников, он обладал широчайшей художественной эрудицией и легко черпал идеи из самых разных, зачастую противоречивых источников - возвышенного классицизма и непристойных порнографических гравюр, утонченного Возрождения и авангардного по тем временам итальянского футуризма. Что не мешало ему, впрочем, с удовольствием воспринять и довести до совершенства тягу сюрреалистов к скандалу - он был соавтором своего соотечественника Луиса Бунюэля в создании первых шедевров сюрреалистического кино - фильмов "Андалузский пес" и "Золотой век", премьерный показ которых в парижском кинотеатре вылился в столкновения с полицией. Великий провокатор С тех пор драма и фарс стали неотъемлемыми частями его персоны. Он мог вместо себя впустить в зал, где его ожидала куча гостей, верблюда. Он мог войти в роскошный отель и принести в качестве багажа тело дохлого дельфина. Вместе со своей женой, музой и доминатриссой Галой он мог облачиться с головы до ног в зеленый бархат и полностью заблокировать движение на улице таким же зеленым открытым кадиллаком. Он ввел искусство в мир снов, мечтаний и иллюзий, он сделал приемлемым и общедоступным ранее немыслимое - в его полотнах плоть превращалась в фантазию, камень - в овощ, время растекалось, все искажалось, плыло и рассыпалось на символы. Вместе с ним мы отправляемся в мир подсознания, мир шокирующих, зачастую кошмарных, но восхитительных видений. В честь столетия последнего из "великих старых мастеров" - так назвал его известный британский критик Брайан Сьюэлл - по миру проедет выставка художника из 400 его работ. Стартует она в Барселоне - в ближайшем к Фигерасу крупном городе. Оттуда она отправится в Мадрид и далее по всему миру. Специальная выставка также откроется и в крупнейшем в мире музее Дали в американском городе Санкт-Петербург в штате Флорида. Музей возник из коллекции супругов Морзе, впервые увидевших его работы в 1941 году и с тех пор пытавшихся приобрести все, что было им доступно и под силу. Источник: news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||