В лондонской галерее русского искусства ИЗО проходит выставка "White", исследующая суть белого цвета25 апреля 2004 г. С древности человечество пытается разгадать загадку этого цвета, выявить его истинную природу. Можно ли считать его самостоятельным цветом, или же это только намек, некое предвкушение цвета? Можем ли мы полностью прочувствовать его материализацию? Художники, фотографы, а также приверженцы "живого" и цифрового искусства из Германии, Великобритании, России и Америки своими работами пытаются дать ответы на эти вопросы на выставке "White". Символизм белого цвета бесконечен: в древнем представлении рая этот цвет выражал состояние самобытной невинности человеческого духа или стремление духа вновь обрести его после смерти. В западной цивилизации белый цвет всегда являл собой символ правды, очищения и превозношения Христа. Однако, одновременно он может считаться и символом смерти: для византийских иконописцев образ белой лошади символизировал божью волю мироздания, но в современной интерпретации снов этот образ - вестник смерти. Обе идеи прослеживаются в сюрреалистическом фотодиптихе Олега Кулика "Зоофрения", изображающем на фоне многоэтажных построек обнаженного человека на белой лошади, шагающей по снегу. Взгляд человека устремлен вдаль, руки убраны за голову... Белая лошадь будто везет его навстречу новому рождению. Или смерти. Минималистская композиция Евгения Дыбского "Мягкий конструктивизм" воплощает в себе извечную мечту о белой плоти. Но если эта картина - только мечта, то представленные на выставке документальные снимки Майкла Джексона, сделанные американским фотографом Филом Кляйном, - не что иное, как жестокая реальность. Именно они свидетельствуют о трагедии разделения черной и белой расы: Джексон, прячась в солнечный день под зонтом словно "прекрасная дама", пытается скрыть от любопытствующих измененный цвет и форму лица. Стесняясь своего естества, Джексон меняет облик, надевая маску "белого" человека. "Модернисты воспринимали пустой белый холст как иконоборческий жест. Для них он - Tabula Rasa революции", - рассуждает владелец галереи ИЗО, куратор выставки Мэттью Боун. Британский художник Брэд Локор использует в своей серии "Тени" приемы модернизма - родство холстовой поверхности и стены. Он изучает и развивает идею пустого холста как потенциального толчка к действию. Для реалиста Имми (сокращение от "иммигрант") изображение белых предметов означает отказ от использования белой краски в чистом виде, только разве что при изображении ярчайших световых пятен и отблесков. Его "Футбольный мяч" сочетает в себе несколько оттенков, в результате заставляя зрителя все равно видеть белый цвет. Что же думает сам куратор о выставке и представленной на ней теме? "Для некоторых белый цвет - не что иное, как фобия, - говорит Мэттью Боун. - Лейкофобия есть постоянный, ненормальный, иррациональный страх белого цвета. Если у вас хромофобия, то "White" приведет вас в восхищение. Если же у вас лейкофобия - то выставка, может быть, облегчит путешествие от чистой фобии к любовно-ненавистническим взаимоотношениям с белым цветом", - заключает владелец галереи, куратор Мэттью Боун. Источник: news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||