Деннис Хоппер в Манеже

Деннис Хоппер в Манеже


Деннис Хоппер известен в первую очередь как деятель кино – актер и режиссер (напомним о культовых фильмах с его участием – «Беспечный ездок» и «Синий бархат»). Сейчас же у нас появилась возможность открыть для себя эту овеянную легендами 60-х фигуру с другой стороны – как художника-фотографа.
Выставка «Деннис Хоппер в Манеже» представляет собой достаточно полную и ясную ретроспективу творчества этого замечательного артиста. Начинал Хоппер свой путь в изобразительном искусстве как художник – был последовательным продолжателем заветов дюшановского искусства, работал, как он сам характеризует свое творчество начала 60-х годов, в стиле абстрактного экспрессионизма. В 1961 году случилось несчастье – сгорел дом Хоппера вместе со всеми его картинами, уцелели лишь его фотографии, которые в этот момент находились в одной из галерей. Видимо, расценив это как знак судьбы, Хоппер забросил живопись и стал активно заниматься фотографией. С этого времени и вплоть до 1967 года, когда он начал работу над фильмом «Беспечный ездок» (“Easy Rider”), можно отсчитывать первый период его творчества.

В 60-е годы Хоппер работает с черно-белой фотографией и очень тесно и прочно входит в группу лучших мастеров наиболее актуального тогда искусства – поп-арта. Его как фотографа в первую очередь интересуют люди – почти все работы первого периода творчества Хоппера являются портретами, групповыми или, что чаще, одиночными. На фотографиях – его друзья, а для нас – известнейшие актеры, режиссеры, художники того времени (Роберт Раушенберг, Крейг Кауфман, великая троица американского поп-арта – Уорхол, Джонс и Лихтенштейн, Джейн Фонда, Джеймс Браун и многие другие). Перед нами – сцены из жизни художественной богемы того времени – молодая, талантливая, красивая и бунтующая молодежь неспокойных 60-х. Хоппер использует яркие светотеневые контрасты, его линии четкие и определенные, даже жесткие. Работая портретистом, автор выступает в роли настоящего, очень хорошего психолога – он ловит какие-то удивительно выдающие персонажей мелочи в их мимике, жестах, раскрывает их перед нами. При этом сохраняя некоторую дистанцию и уважение к своим моделям.
В 1967 году, как уже говорилась ранее, Деннис Хоппер начинает работать над своим фильмом «Беспечный ездок» и на долгое время забрасывает фотографию. Вновь за фотоаппарат он берется лишь во второй половине 90-х годов. Фотографии этого, условно второго периода творчества достаточно сильно отличаются от предыдущих работ фотографа. Они представляют собой серию крупноформатных цветных фотографий обшарпанных стен со всего мира. Автор теперь пытается показать нам портреты разных городов через такие похожие и одновременно совершенно разные их стены, двери, обклеенные и разрисованные. Выглядят они как большие абстрактные живописные полотна. Видимо, именно такой живописью автор и занимался в своей молодости, и она по-прежнему волнует его. В поисках целого космоса в одном квадратном метре Хоппер путешествует по всей Европе и Азии.

Творчество же последнего периода, когда автор начал работать с цифровой фотографией, в большей степени перекликается с молодыми годами художника. Он вновь снимает людей в том же ключе, что и раньше – пристально, но очень деликатно всматривается в свои модели. По-другому он портретирует города – смазанные кадры, капли на стекле, вспышки, огни – запечатлевает свои впечатления, почти нами осязаемые. И вновь приходит к успокоенности, ясности и определенности в серии фотографий песков. Этими четкими линиями песочных узоров и замыкается круг его творчества. Все время меняясь, и технически, и идейно, Хоппер на протяжении всей выставки един и целостен и, что, наверное, тоже немаловажно, действительно интересен.
Выставка в Манеже – замечательная. Абсолютно грамотно выстроенная, ей действительно удается нас познакомить (а по ощущениям просто-таки в буквальном смысле слова) с по-настоящему замечательным и талантливым фотографом Деннисом Хоппером. А для тех, кто не знаком с ним, как с актером и режиссером, на выставке устроен показ кинематографических работ Хоппера. Каждый день в Манеже показывают фильмы «Пацанка», «Последний фильм» и «Беспечный ездок».

Выставка продлится до 12 октября по адресу Манежная пл., д. 1.

Елена Верховская

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru