Деннис Хоппер в МанежеДеннис Хоппер известен в первую очередь как деятель кино – актер и режиссер (напомним о культовых фильмах с его участием – «Беспечный ездок» и «Синий бархат»). Сейчас же у нас появилась возможность открыть для себя эту овеянную легендами 60-х фигуру с другой стороны – как художника-фотографа. Выставка «Деннис Хоппер в Манеже» представляет собой достаточно полную и ясную ретроспективу творчества этого замечательного артиста. Начинал Хоппер свой путь в изобразительном искусстве как художник – был последовательным продолжателем заветов дюшановского искусства, работал, как он сам характеризует свое творчество начала 60-х годов, в стиле абстрактного экспрессионизма. В 1961 году случилось несчастье – сгорел дом Хоппера вместе со всеми его картинами, уцелели лишь его фотографии, которые в этот момент находились в одной из галерей. Видимо, расценив это как знак судьбы, Хоппер забросил живопись и стал активно заниматься фотографией. С этого времени и вплоть до 1967 года, когда он начал работу над фильмом «Беспечный ездок» (“Easy Rider”), можно отсчитывать первый период его творчества. В 60-е годы Хоппер работает с черно-белой фотографией и очень тесно и прочно входит в группу лучших мастеров наиболее актуального тогда искусства – поп-арта. Его как фотографа в первую очередь интересуют люди – почти все работы первого периода творчества Хоппера являются портретами, групповыми или, что чаще, одиночными. На фотографиях – его друзья, а для нас – известнейшие актеры, режиссеры, художники того времени (Роберт Раушенберг, Крейг Кауфман, великая троица американского поп-арта – Уорхол, Джонс и Лихтенштейн, Джейн Фонда, Джеймс Браун и многие другие). Перед нами – сцены из жизни художественной богемы того времени – молодая, талантливая, красивая и бунтующая молодежь неспокойных 60-х. Хоппер использует яркие светотеневые контрасты, его линии четкие и определенные, даже жесткие. Работая портретистом, автор выступает в роли настоящего, очень хорошего психолога – он ловит какие-то удивительно выдающие персонажей мелочи в их мимике, жестах, раскрывает их перед нами. При этом сохраняя некоторую дистанцию и уважение к своим моделям.
Творчество же последнего периода, когда автор начал работать с цифровой фотографией, в большей степени перекликается с молодыми годами художника. Он вновь снимает людей в том же ключе, что и раньше – пристально, но очень деликатно всматривается в свои модели. По-другому он портретирует города – смазанные кадры, капли на стекле, вспышки, огни – запечатлевает свои впечатления, почти нами осязаемые. И вновь приходит к успокоенности, ясности и определенности в серии фотографий песков. Этими четкими линиями песочных узоров и замыкается круг его творчества. Все время меняясь, и технически, и идейно, Хоппер на протяжении всей выставки един и целостен и, что, наверное, тоже немаловажно, действительно интересен.
Выставка продлится до 12 октября по адресу Манежная пл., д. 1. Елена Верховская
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||