Хитом ХVI Российского Антикварного салона стал показ старинных светильников из музея-усадьбы "Останкино"04 марта 2004 г. МОСКВА, 29 февраля - Хитом ХVI Российского Антикварного салона, развернутого в столице с субботы, без преувеличения, можно назвать экспозицию старинных светильников из собрания музея-усадьбы "Останкино". Коллекция осветительных приборов Останкинского театра-дворца, построенного в 1790-е годы в пригороде Москвы знаменитым меценатом и просветителем, графом Николаем Шереметевым, является третьей в мире по значимости, отметил в интервью РИА "Новости" директор музея Геннадий Вдовин. В масштабах России это собрание, по словам искусствоведа, уступает только коллекции исторических светильников, принадлежащей Государственному Эрмитажу. Полнота и разнообразие осветительного "материала" делают собрание музея-усадьбы "Останкино" единственным среди музейных коллекций конца XVШ века в России, связанных с определенными усадебными интерьерами того времени, подчеркнул Вдовин. В общей сложности, музей хранит около трех тысяч осветительных приборов, восходящих к XVШ-XIX векам. По художественной ценности этот фонд занимает ведущее место среди останкинских коллекций и составляет уникальную часть общенационального музейного фонда, пояснил директор музея. Правда, многие из светильников ныне находятся либо в руинированном состоянии, либо "в некомплекте", если вспомнить сегодняшний язык. Но и тех 700 люстр, торшеров, канделябров, что можно выставлять и даже использовать, с лихвой хватило бы на несколько дворцов. Почти половина из них занимает в парадных залах дворца и в театральном зале свое историческое место. Выставка в рамках Антикварного салона вобрала в себя несколько десятков предметов из интерьеров Останкинского дворца. Здесь бронза сочетается с голубым, рубиново-красным или зеленым стеклом и каскадами прозрачных хрустальных подвесок, а между ними порой мерцают яшма и аметист. Здесь и огромные пышные люстры, рассчитанные на множество свечей, и их настольные "версии" - жирандоли, подобные фонтанам из хрусталя на изящном металлическом постаменте, и более скромные стенники /так прежде называли бра/, а также фонари сложной конструкции, применявшейся для того, чтобы свечи не гасли на сквозняке. "Граненые паникадила и фонари, висячие с высоты, а со сторон позлащенные светильники, одни как жар горят, а другие как воды переливаются, совокупляя лучи свои в веселое торжественное сияние", - так поэтически описывал Гавриил Державин вечерний зал, полный "светозарности"... Все эти предметы в совокупности призваны продемонстрировать многообразие типов и форм русской и французской осветительной арматуры, украшавшей царские дворцы и дворянские усадьбы XVШ столетия. Можно увидеть ее специфические черты, например, популярную в эпоху раннего классицизма широкую палитру цветного стекла или необычайное богатство хрустального убора. Есть и светильники, где, напротив, мастера были лаконичны: таков изысканный миракль, состоящий из строгого подсвечника и матового экрана, который загораживал и рассеивал пламя свечи. Выставка послужит своего рода визуальным анонсом к предстоящему вскоре выходу в свет щедро иллюстрированной книги, посвященной русской осветительной арматуре конца XVШ века из коллекции музея. Люстры, подсвечники, торшеры, бра, фонари, канделябры, жирандоли, входившие в первоначальное убранство дворца, превосходно сохранились, но из-за недостатка серьезной и хорошо оформленной литературы известны лишь узкому кругу специалистов, пояснил Геннадий Вдовин. Елена Титаренко Источник: www.rian.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||