Выставка живописи Александра Переднего (1958–1993) в ЦДХ03 февраля 2004 г. Десять лет прошло с тех пор, как ушел Александр Передний. Это тот срок, который позволяет взвешенно и спокойно подумать о художнике, о его жизни и живописи… Чем дольше живешь, чем дольше всматриваешься в его работы, тем больше вопросов без ответов, тем серьезнее желание понять, что же это за странная штука — живопись длиною в жизнь. «Я родился в семье художника, поэтому при выборе профессии у меня не возникло никаких колебаний», — написал Александр Передний. Детские Сашины работы рисунками не назовешь, просто потому, что их там нет. Нет характерных, свойственных очень многим, детских виртуозных линейных откровений, нет рисованных повествований о первых понятиях, об открытии мира. Сразу живопись и одна лишь живопись. Писать он начал рано, лет в 5–6, и почти сразу маслом. Первый автопортрет художника — ему всего пять лет. Профессионального образования у Александра Переднего, кроме детской художественной школы (МСХШ), не было. Впрочем, ему и не нужен был институт — Переднего приняли в МОСХ, в самую главную секции — секцию живописи — «по факту», как работающего мастера. И это было вполне справедливо, без всяких натяжек — в МОСХе было тайное голосование. На тот момент (1979 год) он был самым молодым членом Союза, ему исполнился 21 год. Все работы Александра Переднего — это безукоризненное понимание плоскости холста, всегда четко выверенная композиция, четкий ритм цветовых пятен, безупречный колорит, очень много точных попаданий. И всегда — культура поверхности. Тот самый, непременный для живописца красочный слой, близкая сердцу стоящего живописца фактура. Наверное, он совершил свой полный круг. Тридцать пять — беспощадно мало для жизни, но, наверное, достаточно для прекрасной творческой судьбы. Его живопись настоящая, мужская — плотская, сильная и предельно ясная, лишенная умствований, хитрых задумок, реплик по поводу. И красивая в своем страшном урбанизме Москва, и ласковый, нежный, лиловый Крым, и колоритная Армения… Вот маленький стоп-кадр из цветной ленты о его счастливой семейной жизни. Крым, Гурзуф, автобусная остановка. Они выгружаются. На двоих — пятнадцать багажных мест. Автобус трогается и давит (вдрызг) чемодан. Немая сцена. Саша бросает все — достает холст, раскладывает этюдник и пишет: пейзаж с автобусом, раздавившим вещи. Алла молчит, терпит и сочувствует. Картина хороша — поступок гениален. Продлись, очарованье — продлись, жизнь! Но все ближе, ближе к концу… Постепенно появляется напряженная тема Ночи. Ночь, как смерть, жутко притягивала и завораживала Сашу. Его живопись все мудрее. Она выборочно скупа и преднамеренно не завершена. Он пишет, ничего не рассказывая, не объясняя. Ставит вопрос — и молчит, молчит… все на языке «отборной» живописи — только цветом, им одним. Прочь рисунок — лишь море живописи, как вокализ — пение без слов. Саша умер 5 мая 1993 года, весной. Маленький мальчик с автопортрета с грустными глазами завершил свой жизненный круг, оставив напоследок работу с чем-то непонятным, красиво-красным и пурпурным. Работу без названия, без подписи, без даты… Зал №17, до 15.02.2004 Источник: www.cha.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||