Третьяковская галерея возвращает Антона Чиркова25 декабря 2003 г. МОСКВА, 25 декабря - 100-летию крупного и самобытного, но практически неизвестного художника Антона Чиркова/1902-1946/ посвящена выставка, которую в четверг открывает Государственная Третьяковская галерея /ГТГ/. "Впервые будет полно и масштабно показано наследие Антона Чиркова, чье имя оказалось забыто, - пояснила РИА "Новости" куратор выставки Татьяна Ермакова. - Его живопись, графика и скульптура из ГТГ и Музея Востока, из собрания семьи художника расширят наше представление об искусстве России в 1920-1940-х годах". Главных для Чиркова произведений /"Вокзал", "Иордань", "На паперти"/ современники не знали. Но талант заметили рано: на 3-м курсе ВХУТЕМАСа его натюрморт "Хлебы" не только получил оценку "100 баллов" от педагога Ильи Машкова, но был послан в Париж на выставку 1925 года. Длительная работа реставраторов Третьяковки над крупноформатными полотнами мастера позволит увидеть его основные работы и оценить уровень дарования. Нонконформист по духу, Чирков сочетал традиции московской школы живописи с острым ощущением современности и интенсивными духовными исканиями, отметила Ермакова. В его работах предстает драматический образ эпохи и сложный путь самого художника. Ярче всего это ощутимо в автопортретах, натюрмортах и "интерьерах" мастерской, написанных в 1930-40-е гг. Но в камерных жанрах Чиркову было тесно - стремясь поведать "о времени и о себе", он шел вослед мастерам исторической живописи XIX века - к эпической многофигурной картине. Правда, сюжеты его работ не отвечали требованиям эпохи пафосного соцреализма. Напротив, Чирков по-своему переосмысливал острые моменты истории страны. В год 10-летия Октября он задумал свое первое крупное полотно "1917 год". Изобразив разгром завода при взятии родной Пензы отрядами Красной Армии, автор выразил собственные мнение по поводу народного бунта, "бессмысленного и беспощадного". Нестандартно художник "отчитался" в 1931 году и о творческой командировке по Мурманской области. Обязанный отразить "подвиги трудового народа", он написал сложный символический образ - картину "Северная Венера". Разумеется, в жесткой системе советской культуры уделом Чиркова оставалось полуголодное существование на обочине "магистрального пути" соцреализма. Верный традициям русской исторической картины, он обращался к "вечным вопросам" нравственного выбора и обретения веры. Логичным выглядит приход живописца к религиозной теме. Незадолго до смерти он работал над росписями храма в подмосковном селе Жегалово - в сохранившихся этюдах иконописный стиль удивительно сплавлен с живописной манерой художника ХХ века. Елена Титаренко Источник: www.rian.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||