Выставка русского художественного литья из чугуна напомнит о всемирной славе русских мастеров17 декабря 2003 г. МОСКВА, 17 декабря. - О важной статье национальной гордости России 19 века - создании произведений искусства из промышленного металла говорит выставка "Русское художественное литье из чугуна XIX-XX вв. Прошлое и настоящее". На выставке представлено более 700 предметов из собрания музея и частных собраний: от садово-парковой мебели и скульптуры до кабинетных предметов, подчас миниатюрных. Все они сделаны из хрупкого и тяжелого материала - чугуна, но поражают филигранным исполнением. За подобные изделия российские заводы, прежде всего знаменитые Каслинский и Кусинский, сто лет назад получали высшие награды на международных выставках в Европе и США. "Выставка по-своему уникальна, - подчеркнул в интервью РИА "Новости" заведующий отделом металла ВМДПНИ Андрей Гилодо. - Столь масштабной экспозиции творений "чугунных искусников" никогда прежде не было ни в СССР, ни в России". За весь ХХ век в столице лишь дважды - в 1937 и 1984 годах - русское художественное литье было показано как отдельная тема, отметил он. Между тем, до революции работы русских мастеров-литейщиков регулярно демонстрировались в России и за рубежом, вызывая восхищение публики и знатоков. "Поэтому русский чугун знают во всем мире, и он стойко ассоциируется с черным цветом, хотя сам по себе чугун серый: именно в России придумали красить его в черный цвет", - пояснил Гилодо. Однако после 1917 года, по словам специалиста, традиция таких показов прервалась, хотя на Урале еще долго выпускали и изящные бытовые вещи, и сувениры из чугуна, даже бюсты и статуэтки "вождей" по моделям известных скульпторов. Их можно найти в экспозиции, наряду с предметами старины, в том числе - первыми отливками русских заводов художественного литья. По словам Гилодо, в экспозиции представлен весь диапазон достижений русских литейщиков и все базовые производители художественного чугуна. Это и обладавшие мировой славой Холуницкие заводы в Вятской губернии, их собратья Верхисецкий и Воткинский: помимо Петербурга, они первыми в 1820-е годы освоили ажурный и скульптурный чугун. Это и заводы Урала, до сих пор действующие, и давно ушедшие в прошлое "питерские" фирмы - когда-то известные всему свету заводы Берда, Ферстера и Сан-Галли. В витринах - множество предметов: лампы, подсвечники, шкатулки, настольные и напольные вазы, игрушечная посуда, письменные приборы, блюда, пепельницы, статуэтки животных, даже бюсты писателей - Льва Толстого и Гете. Иной масштаб задают фотографии, дополнившие экспозицию, - фонари, мосты и великолепные решетки, вроде ограды Летнего сада, тоже делались из чугуна. Отдельная тема - скульптурные группы с изображением всадников, охотничьих сцен и литературных персонажей: многим знакомы фигуры Дон-Кихота и Мефистофеля или "Джигитовка" Евгения Лансере. С ростом популярности каслинского литья владельцы предприятий стали приглашать на производство профессиональных скульпторов и использовать модели знаменитых столичных ваятелей. Но лишь великолепное качество самого металла и золотые руки мастеров разных специальностей на заводах, выпускавших чугун для промышленных нужд, стали основой высокохудожественного литья, подчеркнул Гилодо. Например, чего стоило отлить из металла крошечные шахматы! "Художественный чугун - это знаковый момент в развитии России, здесь сошлись металлургическая промышленность и соответствующий уровень национального искусства", - отметил Гилодо. Это, по его мнению, результат петровских реформ и яркий пример европеизации российской жизни: ведь именно в Европе в 16 веке возникло декоративное литье из чугуна, а русские учились у англичан, французов, чехов и немцев. "Ученики оказались талантливыми - не только усвоили западную премудрость, но и сделали принципиальный шаг вперед", - подчеркнул специалист. Из-за большой трудоемкости в Европе никогда не изготовляли из чугуна крупной скульптуры, и лишь россияне отважились рискнуть. Глядя на привычные нам бытовые вещицы и украшения из чугуна, мы редко задумываемся, что это - результат соединения высочайшего уровня металлургии и кадрового корпуса мастеров, равных которым не было во всей Европе. Примером служит один лишь Каслинский завод, основанный в 1746 году для выпуска железа и лишь в середине 19 века начавший делать недорогие хозяйственные и повседневные предметы, а затем - архитектурное и кабинетное литье, садово-парковую скульптуру и мебель. К исходу 19 века он обладал уймой наград за свою продукцию, представленную во всероссийском и международном масштабе. Дипломы и медали всемирных выставок в Копенгагене, Стокгольме, Вене и Филадельфии, успех на легендарной Политехнической выставке 1872 года в Москве - ступени на пути к триумфу русского чугуна в Париже. Для Всемирной выставки 1900 года по проекту зодчего Баумгартена был создан чугунный павильон, поразивший европейцев как грандиозностью ажурных конструкций, так и красотой отделки. В итоге - Гран-при Парижской выставки "Хрустальный глобус" и поистине мировая слава уральского городка Касли. Елена Титаренко Источник: www.rian.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||