В М"Арсе до 26 сентября показывают забракованное искусствоЗабракованное искусство
12 сентября в галерее М’АРС открылась выставка «Брак». Куратор выставки, Владимир Логутов, так объясняет ее идею: «На протяжении всего двадцатого века, и особенно во второй его половине, идея ценности технологической ошибки в процессе производства искусства обсуждается довольно часто. За счет случайных ошибок и выявленных погрешностей, можно наблюдать возникновение новых эстетических свойств… В связи с этим «брак», как отход от «нормы», можно считать залогом свободы, одной из дверей конформистской культуры». Эти сами погрешности, выставленные в залах галереи, носят разный характер – где-то это действительно случайные ошибки, допущенные художником или фотографом при работе, где-то идея неправильности была изначально заложена. Более того, она и является основной идеей самого произведения. Вот, например, Диана Мачулина выставила свой объект «Исчезновение», который представляет собой обычную металлическую линейку с пропущенным восемьдесят первым сантиметром. Сергей Кравченко представил серию фотографий «Псевдоискусство». На них представлены очень сомнительного качества копии знаменитых произведений искусства, размещенные в чьих-то обшарпанных квартирах, прикрывающие ржавые батареи и разбитые окна. Глаза режет этот резкий диссонанс, неправильность и нечестность, которые проявляем мы по отношению к искусству. С этой точки зрения серию можно было бы назвать и «псевдопричастность». Отдельный зал выставки посвящен серии «Полезные советы фотографам» Иварса Гравлейса. К каждому совету прилагается две иллюстрирующие его фотографии – выполненная правильно, следуя совету, и неправильно. Фотограф с большим чувством юмора подошел к этой работе. Среди вполне реальных и наверняка полезных советов начинающим фотографам наталкиваешься на что-нибудь вроде «Перед тем как начать фотографировать, не забудьте снять крышку объектива» или «Лучше снимать облака, когда они есть». С совершенно иным настроением мы сталкиваемся в фотографиях Екатерины Прохоровой «Окна-двери». Автор представил целую серию фотографий заделанных, забитых дверей и заложенных окон. Двери, никуда не ведущие, ложные окна, заколоченный решеткой эвакуационный выход – здесь запечатлены безысходность, безвыходность, в буквальном смысле этого слова. Такие разные интерпретации темы выставки и составляют основной ее интерес. Действительно, было бы несколько странно ожидать от выставки с названием «Брак» каких-то невероятно качественных произведений искусства. Выставка эта в первую очередь идейна, в чем несомненная заслуга не только самих художников, представленных на выставке, но и ее куратора. Начиная с брака в искусстве, выставка постепенно приходит и к идее несовершенства человека и неправильности нашей жизни вообще. И заслуга художника как такового, состоит в том, что именно он может этот брак нашей жизни увидеть, запечатлеть и показать нам. И наше уже дело, как его воспринимать – как забавную оплошность или как непоправимую ошибку.
Выставка продлится до 26 сентября по адресу Пушкарев пер., д.5.
Елена Верховская
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||