В галерее “Дом Нащокина” проходит выставка, посвященная Зинаиде Серебряковой

В галерее “Дом Нащокина” проходит выставка, посвященная Зинаиде Серебряковой

12 ноября 2003 г.

Организаторы постарались представить в своих не очень просторных залах как можно больше Серебряковой. Здесь живопись и графика, доставленная из отечественных музеев, а также работы, хранящиеся в частных собраниях. Что-то очень известно, что-то видишь впервые, но стиль, манера письма, радостный свет, исходящий от ее работ, узнаются мгновенно. Она и в начале двадцатого века была ни на кого не похожа, она и сегодня неповторима.

“Автопортрет с дочерьми” и “Мальчики в матросских тельняшках” — это удлиненные, поющие линии, слегка раскосый разрез глаз и небесный синий цвет. Синий цвет заполняет и полотно “Катя на пляже”, поражая силой и насыщенностью. Как и сама картина, словно умытая солнцем и морем. В пастели “Гатчина. Интерьер” синий уже таинственный, притихший, а в “Портрете балерины” синий тихо блекнет, превращаясь в пастельные, бледно-голубые тона.

Вообще Зинаида Серебрякова и балет — это отдельная тема. Начиная с 1920 года и до своего отъезда из России в 1924-м она постоянно бывает за кулисами Мариинского театра. Приходит в гримерные балерин и в течение всего вечера делает наброски, из которых впоследствии рождается серия портретов и балетных картин. Некоторые из них представлены и в “Доме Нащокина”: “Балетная уборная. Лебединое озеро”, “Девочки-сильфиды. Шопениана”, “Отдыхающая балерина”, “Балетная уборная. Снежинки”, “Портрет Гейденрейх”. Интересно, для того чтобы проверять какие-то балетные позы, художница приобрела пачки, корсажи, туфли, надевала все это на себя и, глядя в зеркало, искала нужный ей ракурс, поворот, движение.

Что же касается самой выставки, то она производит двойственное впечатление. С одной стороны, хорошо, что здесь так много Серебряковой, но в то же время работам художницы слишком тесно в маленьком пространстве галереи. Мощная энергия картин не находит выхода, они развешаны на стенах почти вплотную, буквально давя друг друга. Вызывает недоумение и то, что из Третьяковской галереи до “Дома Нащокина” не добрался автопортрет Серебряковой “За туалетом”, о котором Бенуа когда-то писал: “Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное...” Хотя автопортрет воспроизведен и на пригласительном билете, и на обложке буклета, как бы являясь символом данной экспозиции. Но автопортрета нет, хотя как бы он здесь смотрелся — тоже большой вопрос.

Источник: www.mk.ru

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru