Выставка "Блюз наоборот" в ГЦСИ с 20 сентябряБЛЮЗ НАОБОРОТ / BACKWARDS BLUES Лаура Кууск / Laura Kuusk , Неэме Кюльм / Neeme Külm , Кристина Норман / Kristina Norman , Юри Юри Оявер / Jüri Ojaver , Яан Павле / Jaan Paavle , Пол Роджерс/ Paul Rodgers , Яан Томик / J aan Toomik , Анна Хинтс / Anna Hints (Эстония) Куратор: Виталий Пацюков Выставка работает 20 сентября – 7 октября 2007 Вернисаж 19 сентября 2007 в 17.00 (вход по пригласительным билетам или аккредитации) Зоологическая улица, дом 13, строение 2
Современное искусство Эстонии сегодня практически неизвестно в России, несмотря на то, что художественная балтийская сцена привлекает к себе все больше внимания. Выставка представляет возможность познакомиться как с признанными мастерами, такими, как Пол Роджерс, Яан Павле, Юри Оявер, так и более молодыми художниками – Яаном Томиком, Кристиной Норман, Неэме Кюльм, Лаурой Кууск, Анной Хинтс. Все они работают в новейших художественных технологиях, включая видеоарт, фотографию, инсталляцию и перформанс. Каждый из авторов демонстрирует свои лучшие произведения, что делает экспозицию объективной моделью современной визуальной культуры Эстонии.
«Итак, чтобы внести ясность с самого начала, мы должны признать, что уже само название нашей выставки отражает далеко не самое оптимистичное и «с надеждой смотрящее в будущее» мировоззрение. Оно скорее несет в себе риторику ностальгии и
реставрации. И пессимизм, приправленный экзистенциальной одержимостью мрачными аллюзиями(…)
В ситуации всеобщего разочарования избавление можно найти в сохранившихся воспоминаниях. Или поставив прямо вопрос: что будет, если сыграть самый грустный и мрачный блюз наоборот, сделав конец началом? (…) Блюз со счастливым концом – кто бы
мог этого ожидать? Тем не менее, такие художники, как Пол Роджерс и Юри Оявер были бы, наверное, не против, если бы кто-то назвал их “братьями блюза наизнанку”. Им нравится возиться с запечатлевшимися в памяти картинами недавнего прошлого,
отсылать нас к упущенным возможностям общественного договора и многообещающего культурного консенсуса былых времен. То же самое относится, несомненно, к молодому автору Кристине Норман и ее пассеистическому короткометражному фильму
“Прибалты”, который заглядывает глубоко в детство людей, живущих в культурном чистилище между Эстонией и Россией. Мы все подпеваем ее блюз y наоборот и, наконец, узнаем, с чего начинается Эстония». (Йоханнес Саар)
«Искусство современной Эстонии, как показывает проект «Блюз наоборот», становится глубоко экзистенциальным, размышляющим о человеке. Пространство культуры в этой системе координат рассматривается антропоцентрично, открываясь навстречу
человеку, его рефлексии и всему, что им творчески произведено. Знаменитый вопрос Поля Гогена «Кто мы? Откуда? И куда мы идем?» неожиданно актуализируется, превращаясь в утверждение Мишеля Фуко: «сегодня мы переживаем нечто предельное, странное
или невыносимое».
Истина тогда становится истиной, когда она находится в фазе переживания, может быть, болезненной, но – чего до сих пор не осознает российская культура и российское общество – предельно обнаженной. Мужественность и честность пронизывает проект «Блюз
наоборот», где художник всматривается в себя, вслушивается в голоса, которые приходят из глубин подсознания, отказываясь «декоративных» целей современной культуры. (…)Сегодня эстонское радикальное искусство обнаруживает в верхних слоях времени
такой «утраченный» образ, как «память». «Память» позволяет участникам проектам ориентироваться в реалиях нашего посткатастрфического пространства, намечая в нем новые узлы, точки и сгущения жизни». (Виталий Пацюков)
Государственный Центр современного искусства
Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2
Метро «Баррикадная», «Краснопресненская» Отдел общественных связей ГЦСИ
тел. 254 84 92, тел./факс 254 98 51
pr @ncca .ru
www .ncca .ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||