Музей современного искусства наводнили ангелы!Новый Ангеларий в Музее современного искусства. Выставка открыта по адресу: Ермолаевский пер, 17. Музей современного искусства наводнили ангелы. Они очень разные: грустные, веселые, тихие, шебутные, нервные, флегматичные… По идее кураторов выставки Ивана Колесникова и Сергея Денисова, 144 современных художника должны были интерпретировать свое понимание ангела в материале/технике, который наиболее близок уму и сердцу. Вспомним, что ангел (греч. слово, означающее - посланник, вестник) – слово, обозначающее в Библии личные, духовные существа, совершеннейшие человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. Церковь приняла ветхозаветные понятия об ангелах, особенно развитые в книгах времен плена вавилонского и преимущественно пророческих. Они - существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны и бестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они принимают видимый образ - это только случайная форма, а не постоянное бытие. Наиболее полно классификация ангелов была изложена Дионисием Ареопагиом в труде «Небесная иерархия». Так сложилось, что ангелы не стали предметом острых споров на вселенских соборах, в отличие от других догматов. Изображение ангелов было предметом искусства еще по Ветхому завету: например, пророк Иезекиил в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными (Иезек. I, 1 – 28). С 5 века в христианском искусстве людей отличают от ангелов, придавая последним сияние и крылья. Даже в 5 веке еще не определилась иконография изображения ангелов, их изображают или с сиянием, или только с крыльями. Потом с 6 века начинается изображение ангела в виде странника с посохом в руках. С 7 века уже изображают ангелов с крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами. Тема ангелов метафизическая, визуальная, аллегорическая. Она очень близка чистому искусству, далекому от политики и социальности. Тут художники развернулись в полную мощь: ангелы из стекла, проволоки, папье-маше, меха, железа, бумаги, детских игрушек… Они парят под потолком, разлеглись на полу музея, выглядывают из-за угла. Так, у Ильи Кабакова ангел ассоциируется с меховыми крыльями, у Сержа Головача – с душами нерожденных детей. Василий Богачев «сделал» своего ангела из стали, цветного стекла и электромотора. Но встречаются на выставке и более традиционные толкования образа: Юрий Фасенко в «Ангельской плащанице» (полотняная ткань, травление, шитье) вспоминает о христианском искусстве. Ангел Татьяны Назаренко из полиуретановой пены парит под потолком. Но более эпатажны ангелы Михаила и Татьяны Никитиных: их работа «Андрюшечка» (на разделочных досках выложены скелетики из хлебных крошек и костей) невольно заставляет вспомнить о традиции хранении мощей в христианских церквях. Выставку сопровождает альбом, в котором художники перечислены в алфавитном порядке, но не по фамилии, а по имени. Ведь в имени заключен Ангел-хранитель того, кто его носит. Но лучше художника никто не скажет о высоком, бестелесном, духовном. Например, Алесандр Лишневский о своей работе: «Ангелы – иномерные существа. Иномерность привлекала разных художников. Размышления о четвертом измерении К.Малевича, Д.Бурлюка, их попытка преодолеть границы трехмерной реальности были без малого сто лет назад. Границы пространства и времени как стены тюремной камеры телесности остались. Нам очень важен их прорыв в двухмерной плоскости, как способ разметки границ, превращение их в проницаемые и преодолимые. Я находил расплющенные на дороге банки, ведра и в их складках видел мучительные усилия перехода от предметной трехмерности в сплющенную плоскость. Я подолгу могу рассматривать складки поверхности сплющенных предметов, думая о том, что оттуда, из другого измерения, в котором живут ангелы мы в своей трехмерности кажемся почти такими же сплющенными. В складках тела можно увидеть муку преодоления границ: «подкожное крылообразование». Он –ангел. Она – ангел. Онангел – движение к свободе». Ася Пражская
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||