Благодарными зрителями британского художника оказались вор и полицейский спецназ.21 августа 2003 г. Современное искусство требует серьезной подготовки. Нужно обладать хорошим вкусом, культурным багажом, регулярно посещать выставки и иметь твердый, выдержанный характер. Всему этому не учат ни в тюрьмах, ни в полицейских академиях. Во всяком случае, в Ливерпуле. Мелкий британский домушник, проживающий в этом богатом культурой городе, решил подзаработать и вломился в квартиру местного художника Ричарда Моррисона. Добыча оказалась вполне приличной – всякой домашней техники на несколько тысяч фунтов стерлингов. Уже взвалив на спину хабар, парень собрался покинуть пристанище артиста, когда его внимание привлек странный предмет в баночке. Рассмотрев баночку получше, грабитель понял, что внутри плавает в прозрачном растворе человеческая голова. Парень до смерти перепугался и убежал. Испугался он, правда, не настолько, чтобы оставить награбленное или завязать с воровством. Хорошенько подумав, он мог бы понять, что получил внятное предостережение свыше, но, очевидно, слишком погряз в преступной жизни, чтобы понять намек. В результате в скорости он был арестован по совершенно другому делу. В полиции, замаливая грехи перед грядущей отсидкой, он рассказал о своей страшной находке. Полиция, задерганная арабскими террористами и прочими полоумными, отреагировала мгновенно. Через несколько часов ударная группа отряда специального назначения уже вышибала дверь Ричарда Моррисона – только отремонтированную после визита вора. Ворвавшись в квартиру, полицейские действительно обнаружили человеческую голову в банке с формальдегидом. Озадачивало только одно – это была голова хозяина квартиры художника Моррисона. Сам художник, живой и здоровый, перед лицом закона и мрачных спецназовцев поспешил дать объяснения. Голова в банке представляет собой Проволочную маску, повторяющую черты лица артиста. Поверх проволоки мастер хитроумно разместил куски бекона, которые имитируют плоть. Получилось очень натуралистично. «Мерзкая, конечно, штука, – сказал Моррисон журналистам Guardian, – но такой грандиозной реакции я не ожидал». Сам художник определяет свое искусство как «наивный концептуализм». Среди его любимых артистов Трэйси Эмин, получившая престижные награды за инсталляцию «Моя постель», и Дэмиен Хирст – самая мрачная фигура в артистическом мире. Правда, Моррисон несколько отстает от своих авторитетов. Хирст уже не маринует ни акул, ни овец, а отрывает крылья бабочкам. Его новая работа – панно из крыльев нескольких тысяч насекомых «Чудесное озарение» – будет представлена осенью в престижной галерее White Cube. Впрочем, Моррисон еще довольно молод и находится в начале творческого пути. Собственную голову из проволоки и ветчины он сделал, еще когда учился на художника. Главные достижения художника еще впереди. Когда-нибудь он сотворит что-нибудь стоящее, такое, чтобы у домушников и полицейских случалась падучая прямо на месте, а White Cube распахнул ему свои объятия. Пока объятия распахнула только полиция, принеся свои извинения и пообещав установить новую дверь за счет налогоплательщиков. Николай Рукомойников Источник: www.gazeta.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||