Выставка Рыбченкова и Стефанского – чувство времени без эффектных спекуляций.06 июля 2003 г. История искусства состоит не только из гениев и ремесленников. Во все времена существовали художники, которые по разным причинам не выбились на первые роли, но работали на пределе возможностей, без всяких скидок. По прошествии лет их достижения почти не воспринимаются потомками, чьи глаза застят фигуры титанов. Процесс закономерный, но приводящий к схематическому восприятию прошлого. А ведь видеть за деревьями лес – и умение, и удовольствие. Выставка «Чувство времени» в зале музея Пушкина на Арбате посвящена двум авторам, которых знают и ценят специалисты. Статус, далекий от всенародной славы, но все же более предпочтительный, чем полная безвестность. Борис Рыбченков и Чеслав Стефанский участвовали в конце 1920-х годов в выставках легендарной группы «Тринадцать» и уже одним этим закрепили за собой право упоминаться в хрестоматиях и энциклопедиях. До пристального рассмотрения их творчества доходило нечасто. Экспозицию пришлось собирать из разных источников – от графического кабинета ГМИИ до частных коллекций. Несколько работ делегировал Смоленский художественный музей: оба автора родом из этого города. В Москве Рыбченков и Стефанский держались рядом – надо думать, не только по признаку землячества. Сближала страсть к искусству. Их расцвет пришелся на время, когда власть начала закручивать гайки. Никакими оппозиционерами, как и многие другие художники, они не были, просто искренне верили в возможность индивидуального пути. К генеральной линии пристраивались не без скрипа, но все же пристраивались. К примеру, на выставке присутствует серия этюдов Бориса Рыбченкова «Строительство Дворца советов», выполненная в 1939 году. Рытье котлована, укладка фундаментных блоков – короче говоря, романтические индустриальные будни. Отзвуки «формализма» чувствуются, но заметно и горячее желание не остаться на обочине, отображать социалистическую действительность. Стефанский же одно время работал над серией портретов «Герои труда» – симптомы здесь те же. Однако главными остаются безыдейные, камерные сюжеты – городские окраины, сельские виды, непритязательные натюрморты. Художники принадлежали к генерации, которая желала от авангардных утопий вернуться к природе и быту, к человеческому измерению. Эта тенденция была естественной, государственной идеологией никак не инспирированной. Принято ведь считать, что авангард уничтожили на взлете, в действительности же многие молодые отворачивались от супрематизма и конструктивизма еще до того, как властью был взят курс на искоренение «левачества». В двадцатые годы еще кипела полемика, все считали, что принимают участие в формировании искусства будущего. Борис Рыбченков пишет обзор художественной жизни, где на высоком градусе обличает ложные пути и настаивает на правоте собственных представлений. Между тем текст этой статьи существует в одном экземпляре: она помещена в рукописном альманахе «Бедлам». Важно было высказаться, пусть даже без расчета на аудиторию… Упомянутый альманах больше семидесяти лет пролежал в частном архиве, теперь же переиздан коллекционным тиражом в сто экземпляров. Раритет, документ эпохи – но и художественный объект: в нем два десятка симпатичных рисунков, греющих душу ценителей. Такова и вся выставка. Здесь нет эффектных спекуляций, зато есть то самое чувство времени. Для некоторых зрителей это главное качество в искусстве. Источник: www.gazeta.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||