Новые поступления ГМИИ им. Пушкина: Тайная жизнь предметов.

Новые поступления ГМИИ им. Пушкина: Тайная жизнь предметов.

04 мая 2003 г.

Выставка «Новые поступления» в ГМИИ на Волхонке не предполагает отчетливой концепции и даже антинаучна по построению, что абсолютно не смущает высокоученых дам из руководства. Марк Шагал рядом с итальянским барокко, Кандинский в соседстве с мейсенским фарфором – почему бы и нет, если речь о совокупности свежих поступлений? За бугром показы такого рода помогают удерживать имеющихся благотворителей и обольщать потенциальных. У нас главным меценатом остается Министерство культуры, чьи порывы и эмоции, будь они даже приличны государственному учреждению, никак не проистекают из вернисажной атмосферы. Частные же благодетели редки, уклончивы в обязательствах и, по правде говоря, скуповаты. Спонсорство в России все еще привлекательнее меценатства, когда единственной отдачей финансовых вложений становится табличка под шедевром: «Приобретено на средства господина имярек». Подвижки бывают, о них чуть ниже, и все-таки в наших музеях – ГМИИ здесь не исключение – показ приобретений носит характер внутрицехового отчета. Довольно волнующего, но на перспективу существенно не влияющего.

Все поступления последнего десятилетия (строго говоря, с 1991 года) представить одновременно было бы затруднительно: реестр насчитывает 14,5 тысячи новых единиц хранения. В зале истории музея демонстрируют только произведения европейской живописи, скульптуры и прикладного искусства, причем не абы какие, а чем-нибудь выдающиеся. Позднее обещаны еще две экспозиции – отдельно графики, отдельно памятников античности и Древнего Востока. В советские годы практиковались глобальные показы в манере «все сразу», теперь в ходу дробность, обусловленная теснотой выставочных планов. Лучше это или хуже, но при сегодняшнем подходе судьба отдельных вещей проступает особенно выпукло.

Главный «пастух», то есть Виктория Маркова, годами следившая за траекторией движения раритетов, обронила на открытии, что полнее всего историю доукомплектования музейной коллекции можно было бы выразить в мемуарах с детективным уклоном. К примеру, один из хитов – холст Кавалера д`Арпино «Встреча папы Льва I с Аттилой» – был обнаружен предыдущим владельцем в сибирском сарае, после чего музей два десятка лет интриговал насчет закупки, пока своего не добился. Догляд за ценностями действительно поставлен серьезно, проблема лишь в деньгах.

И конечно, про дары: от сердца, по завещанию, во искупление тайных грехов или в надежде на респектабельность. Вдовы художников, их внучатые племянники, аукционные дома и благотворительные фонды – кто только не вносил лепту. Посмертной волею Нины Кандинской в музей попали два полотна изобретателя абстракционизма, из семейства Марка Шагала происходят три его картины – так в ГМИИ появился новый раздел, знакомящий с творчеством эмигрантов из России. Редкий у нас в стране метафизик и сюрреалист Джорджо де Кирико представлен холстом «Большая башня», авангардный скульптор Ханс Арп – бронзовой композицией «Крылатое создание». Так, отдельными крохами, набирается качественное европейское искусство с датировками после 1917 года: по понятным причинам его катастрофически мало в отечественных музеях.

Источник: www.gazeta.ru

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru