Арт-Москва. Выставка, которую мы ждали.22 апреля 2003 г. Возможно, немецкая оккупация «Арт-Москве» не грозит. А семь галерей из Вены, три из Берлина, студенты профессора Бориса Гройса, вновь и вновь берущиеся судить об искусстве (видеоинсталляция «Суждения об искусстве»), и австрийские художники на выставке «Сквозняк», организованной мэрией австрийской столицы, — все это, вкупе занимающее добрую треть ярмарки «Арт-Москва», получилось случайно. Возможно, нам просто надо радоваться возникшей — случайно — возможности наблюдать германское или австрийское современное искусство, в конце концов, самое, если можно так выразиться, основательное искусство в Европе. В смысле государственной поддержки — образец для подражания и предмет зависти русских художников, охотно уезжающих в Вену или Берлин за стипендиями. Возможно, это тот самый момент, когда следует расслабиться и получать удовольствие. Причин для удовольствия довольно. Например, Уорхол, который фигурирует сразу в нескольких экспозициях. Или эстонское видео — с позапрошлой «Арт-Москвы» запомнилась работа Яана Тоомика, где вокруг видеокамеры нарезает круги голый эстонец на коньках, нарезает-нарезает, пока не уезжает куда-то вдаль по льду Финского залива; наверное, эта работа вошла в список лучших за десятилетие. Несомненный хит — коллекция Absolut, чью выставку курирует Олег Кулик. Тут сплошь известные имена: Уорхол, Лейбовиц, Арман, Холляйн, Хирст, Херинг, Крис Офили, Пьер и Жиль, Клементе, Роберт Индиана и Александр Косолапов. То, что они делали по заказу Absolut, скорее надо расценивать как экспромт, но все же — когда еще в Москву привозили настоящего Хирста? Когда еще было столько Уорхола? Возможно, явная эволюция «Арт-Москвы» в сторону филиала какого-нибудь «Арт-Берлина» — не повод для беспокойства. Действительно, зачем мы немцам? Когда еще с русского рынка будет немцам доход? Европа просто занимается благотворительностью, это так привычно и для нас дико удобно. (Между тем немцам, наверное, тоже известно, что блицкриги у них тут не удаются, и похоже, что Drang nach Osten они продолжают тихой сапой.) Мы тем временем можем заняться остросоциальными вопросами вроде: «Должен ли художник служить власти и если не должен, то как ему оставаться свободным» (некоммерческий проект Галереи Гельмана «Мы — Они»). Заявлять, подобно куратору «Мы — Они» Евгении Кикодзе, что «реальной оппозицией власти может быть лишь общественная независимая институция — как, например, художественная галерея или ярмарка современного искусства», — и слушать эхо. Очень неплохо было бы вслушаться наконец и оглянуться вокруг. Источник: www.afisha.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||