Что общего между археологией и Франциско Гойя?21 апреля 2003 г. Четыре графические серии Франциско Гойи из частной немецкой коллекции выставили в московском подземелье - Музее Археологии. Рассказ о выставке надо начать с того, что она не имеет никакого отношения к Музею Археологии. Экспозиция, представленная в подземном царстве на Манежной площади, привезена из частной немецкой коллекции фирмой «Gamma Handels- & Consulting GmbH», как говорится, в коммерческих целях. Выставка «Гойя. Терзания души» продолжает серию экспозиций масштабного проекта «Испанская Трилогия». Жители столицы уже могли насладиться ее первой частью – выставкой «Сальвадор Дали. Золотой век», которая с успехом прошла зимой в Музее Революции. Теперь настала очередь Гойи. Нельзя сказать, что гравюры Гойи абсолютно незнакомы столичному зрителю. Не так давно открывшийся институт Сервантеса представлял 80 оригинальных гравюр, до этого ГМИИ им. А. С. Пушкина не раз проводила экспозиции, показывая ценнейшие оттиски испанского художника. Экспозиция в Музее Археологии отличается от всех предыдущих выставок тем, что впервые одновременно представлены в полном объеме 4 графические серии, созданные Гойей в период с 1797 по 1824 год: «Капричос» или «Причуды», «Бедствия войны», «Тавромахия» или «Бой быков», «Диспаратес» или «Нелепости». Однако стоит сказать, что гравюра – это художественный отпечаток на бумаге с рисунка. Самыми ценными гравюрами считаются первые два – три оттиска, особенно если они были сделаны рукой мастера. На выставке в Музее Архитектуры представлена более поздняя печать, то есть не имеющая такой художественной ценности, как экспонаты, хранящиеся в ГМИИ им. А. С. Пушкина или Государственном Эрмитаже. Грубо говоря, в экспозицию вошла объемная, но малоценная коллекция. Однако если вы ни разу не видели гравюр известного испанца, то на выставку сходить стоит. 80 листов «Капричос» расскажут о типичных людских пороках, еще 80 офортов «Бедствия войны» покажут те ужасы, которые творились в Испании во время ее оккупации войсками Наполеона, а «Бой быков» окунет в смертельную игру под названием коррида. И наконец, последняя серия гравюр «Нелепости», созданная не только оглохшим, но и почти ослепшим Гоей перенесет вас в призрачный и сумрачный мир фантастических видений художника. Источник: www.inout.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||