Сладкая жизнь и смертельный номер. Открылся фестиваль «Мода и стиль в фотографии».15 апреля 2003 г. «Мода и стиль в фотографии» проводится по нечетным годам, чередуясь с фотобиеннале. Отличия этих двух мероприятий продиктованы названиями. Биеннале – это все что угодно, какие бы путеводные звезды не развешивались организаторами на картонных небесах. А вот когда на сцену выходит гламур, начинают действовать реальные жанровые ограничения. Здесь не место вопиющей трагедии – значит, долой репортажи про геноцид и бомбежки в духе World Press Photo. Драма приемлема лишь в виде метафоры – сегодня таковой назначен цирк. Ну а комедия положений не должна перерастать в комедию нравов, поскольку мода – всегда условность, не терпящая глумления и критического анализа. Атмосфера восторга и ажиотажа наполняет российскую столицу в эти весенние дни. Держаться в курсе мировых тенденций – нынешнее национальное хобби. Ретранслятором оных время от времени выступает Московский дом фотографии, чутко улавливающий звуки передвигаемой мебели за стеной. К привычной галломании МДФ то и дело добавляются прочие международные оттенки. В программе фестивальных показов по обыкновению нет логики, но есть хиты. Причем как сегодняшние, так и ретро. К первым стоит отнести экспресс-показ (всего восемнадцать снимков) любимца и портретиста англо-американской богемы Дэвида Лашапеля, сумевшего за несколько лет отметиться едва ли не во всех областях дурного вкуса (бутик James, с 9 апреля). Также отметим французскую выставку «Версия 01. Новый взгляд на фотографию моды», где гламур предполагается осмыслить с философских позиций (Музей современной истории России, с 9 апреля). Если добавить сюда многочисленные персоналки российских авторов на разных площадках города и проекты наших глянцевых журналов в «Петровском пассаже», количественное преобладание свежих материалов налицо. Однако лидируют на фестивале все же былые ценности, поданные то под соусом ностальгии, то в классической оболочке. К уже работающей в МДФ и весьма аншлаговой «Ретроспективе» Хельмута Ньютона скоро присоединятся «Мои шестидесятые» Жан-Мари Перье с молодыми «битлами» и флером наивной свободы (ЦВЗ «Манеж» с 11 апреля). Подборка Жанин Ньепс, продолжающей род изобретателя фотографии Нисефора Ньепса, заставит вспомнить о хрестоматийных кадрах ее учителя Картье-Брессона. Из признанных гениев показан также Александр Родченко с малоизвестными цирковыми съемками. Предвоенный Родченко отличается мягкостью и задушевностью, однако нет-нет да и предстанет во всей демиургической красе. Партерные гимнасты, строящие пирамиду, отливают у него космическим блеском; жонглер играет будто не резиновыми шарами, а планетами. Это не закат мастерства, а закат востребованности: номер журнала «СССР на стройке», для которого делались съемки, так и не вышел в свет, и в дальнейшем для Родченко нечасто находилось место на страницах печати. Мир сузился до размеров арены, по которой мечутся призраки героев… Трактовка, конечно, ненаучная, но в мозгу то и дело мерцающая. Подобные зрелища едва ли укладываются в формулировку «Мода и стиль», однако сам факт их присутствия делает фестиваль чуть значительнее. Источник: www.gazeta.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||