В ЦДХ медицина и живопись пришли к дружескому соглашению: открылась выставка Ильи Комова.15 апреля 2003 г. Выставка «Русский портрет и пейзаж» Ильи Комова открылась в ЦДХ процедурой, отдаленно напоминавшей официальную. Сытые мужчины из Всемирной организации здравоохранения говорили об ухудшении среды обитания детей на планете и благодарили художника за пропаганду здорового образа жизни. Следом полагалось бы выступить местному чиновнику Министерства культуры или функционеру Госдумы, чтобы поведать, как внимательно относятся в России к этим проблемам и как ценят творчество автора, своими произведениями вносящего и т. п. Но этого как раз не было: Всемирный день здоровья, которому посвящена выставка, не относится у нас к числу важных праздников, а экспонент выставки – к числу номенклатурных художников. Как уж так вышло, что к международной программе «Здоровая среда обитания для детей» не пристегнули наш официоз, непонятно. Илью Комова в качестве художественного символа мероприятия выбирали финны, датчане и прочие шведы, совершенно не посоветовавшись со знающими товарищами. Решили, что его серии семейных портретов в фовистской манере как нельзя лучше отвечают целям и задачам… В сущности, бюрократическое ханжество интернационально: никакое творчество никакого живописца не способно вырвать детей из цепких лап улицы, и Запад тут не поможет. Но хотя бы со вкусом на этот раз оказалось все в порядке. Комовская персоналка действительно обладает признаками здоровья – во всяком случае, эстетического. При описании какой-нибудь похабели быстро находятся нужные слова, с приличными вещами всегда труднее. Здесь многое лежит вне сюжетов, хотя тематически преобладают так называемые семейные ценности: портреты детей и родителей – по двое, по трое, в обнимку, вразбивку, сидя, стоя, лежа. На что и позарились, видимо, эмиссары ВОЗ. К слову, специфика показа обусловила ряд смешных моментов – например, к названию «Портрет курильщика» на этикетке добавляется фраза «вредная привычка». Хорошо еще, не «Минздрав предупреждает»… В принципе же, и вне зависимости от темы эта живопись излучает комфорт, хотя сочетания красок в ней далеки от благостной гармонии. Диковатые созвучия превращены в то, что Анри Матисс называл когда-то креслом для глаз. Плюхнуться взором можно во многие работы Комова. Это и есть, пожалуй, индекс мастерства, а сюжеты – что сюжеты? Детский портрет труден с психологической точки зрения, потому мало кому из реалистов удавался. На российской почве – Серову, Серебряковой, еще нескольким авторам. Но Комов не реалист в старинном значении, его занимают формальные качества картины. Детская беззащитность передается не филигранными бликами на влажных зрачках, а неравновесием цветовых масс, обрывами контуров и прочими модернистскими приемами. Кто-то из зрителей не дошагал до их восприятия, кто-то давно списал их в архив. Обычное дело – на всех не угодишь. Комовские полотна в определенном смысле классичны, но не архаичны. Современная живопись имеет право быть и такой, особенно если на этом праве настаивать. Страшно сказать, даже без поддержки здравоохранительных органов. Источник: www.gazeta.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||