Oткрылась выставка претендентов на Госпремию в области изобразительного искусства.31 марта 2003 г. Солнышко пригрело, прилетели грачи, открылась очередная выставка претендентов на Государственную премию в Третьяковке. Как и в прошлом году, экспозиция целиком посвящена номинации «изобразительное искусство». Среди фаворитов Александр Рукавишников, сын Иулиана Рукавишникова, того самого, чьи бронзовые зверушки в былые годы также украшали подобные выставки. Шансы другого скульптора, гораздо менее одиозного Лазаря Гадаева, расценивать не возьмемся, отметим лишь камерность и непафосность его «Библейского цикла». Из художников «новой формации» обращают на себя внимание Ирина Затуловская с выразительными композициями на дереве и кровельном железе, а также геометрический минималист Владимир Наседкин (впрочем, минимализм его крупноформатных и фактурных полотен весьма относителен). От патриархов выдвинут Анатолий Слепышев, недавно удостоенный академического звания, но не останавливающийся на достигнутом. Многометровые холсты с аллегорическими сценками и сельскими пейзажами довольно органично смотрятся на музейных стенах, но куда их девать в быту, не очень понятно. Самый претенциозный стенд оказался у адепта так называемого рецептуализма Ольги Победовой. Что означает этот термин, до сих пор никому невдомек, несмотря на бесконечные пространные объяснения его изобретателя Славы Лёна. Визуально же понятие выражается в кубиках из оптического стекла, висящих под потолком красных и черных самолетиках, натянутых под углом стальных тросах и броской надписи «Антитеррор» на плакате. Есть подозрение, что проект посвящен нью-йоркским событиям 11 сентября, что косвенно подтверждается корявыми стихами в будетлянском стиле. Тенденция забавная и едва ли инспирированная властью. Надо думать, это результат добровольных поисков общественного идеала. Глядишь, придется со временем другому светилу российской поэзии сочинять строчку наподобие: «И Пушкин великий нам путь озарил». Лакмусовой бумажкой в отношении подобных идеологических поворотов как раз и можно считать Государственную премию. А реальные творческие достижения все равно останутся при авторах независимо от официальной фортуны. Источник: www.gazeta.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||