|
|
|
Юбилейная выставка «Мастера Союза русских художников». Среди экспонатов редкие работы Серова, Малявина и "мирискусников".
28 марта 2003 г.
Союз художников – институт вроде бы глубоко советский, ассоциируемый с бюрократической машиной и творческим методом соцреализма. Однако сто лет назад, когда художники Москвы и Петербурга задумывали соединить усилия в борьбе за идеалы и рынки сбыта, никакие аллюзии не омрачали названия, сочиненного для организации. «Союз русских художников» стал одним из мощнейших объединений начала XX века и просуществовал два десятка лет, почив из-за идеологического несоответствия коммунистическим лозунгам и внутреннего раздрая.
Понятно, что юбилейная экспозиция в Музее личных коллекций была обречена на эклектику: слишком уж разных авторов и слишком непохожие работы требовалось сопрячь. Но если самих союзников разностилье не смущало, чего пугаться теперешним кураторам? Материалы из двадцати московских коллекций, дополненные фондами ГМИИ, расположились в залах прихотливо и не вполне научно, как бы имитируя атмосферу спонтанности, царившую на выставках «Союза». Прием этот работает не всегда, однако обилие редких вещей подогревает интерес вне зависимости от экспозиционных удач.
Выставку в МЛК не назовешь ровной по качеству, но там есть следы вдохновения не менее экстатического, чем, допустим, у футуристов. Поделок тоже хватает, но ведь художник – это не только призвание, но и земная профессия. Пожалуй, органическая связь с землей и определяет место «Союза русских художников» в истории. Когда голова начнет раскалываться от бесконечных социокультурных спекуляций, неплохо бы зайти посмотреть на сочного Константина Коровина, динамичного Филиппа Малявина, значительного Валентина Серова. Как было сказано их коллегой и современником, «они дали все, что могли дать».
Источник: www.gazeta.ru
В.
Богунова ã,
Москва, 2002 г.
|
|