Знакомство с Испанией продолжается: к нам приехал Гойя21 марта 2003 г. Место проведения выставки выбрано не случайно: атмосфера Музея археологии как нельзя лучше подходит для создания духа времени, отсылающего нас на пару веков назад. А оригинальное световое, музыкальное и видеосопровождение только усиливает ощущения посетителей. Музей находится на определенной глубине, что соответствует культурному слою начала XIX века, — рассказывает один из организаторов выставки Александр Щеляков, — здесь представлен фрагмент моста, который видел Наполеон, въезжая в Москву, а Гойя жил именно в ту эпоху, так что историческая параллель налицо. Итак, в Москву приехали 222 гравюры четырех известных серий: “Причуды”, “Бедствия войны”, “Бой быков”, “Нелепости”. Своими “Причудами” автор высмеивал человеческие глупости и пороки: распутство, тщеславие, обжорство, обман... Образы “Причуд” без натяжки корреспондируются с шемякинской скульптурной композицией пороков взрослых, что говорит лишь об одном: за два века в человеческом сообществе, увы, мало что изменилось. Над серией “Бедствия войны” — а это 80 офортов — Гойя работал более 15 лет, все то время, пока шли Наполеоновские войны. А какой испанец не любит корриду? Нет такого, и это доказывают 40 гравюр, популяризирующих кровавую забаву: человек по сути слаб и ничтожен, а поди ж ты, вступает в единоборство с быком — олицетворением природной мощи. В офортах не только динамизм и трепетное, если не сказать нежное, отношение автора к корриде, но и историзм. Практически все они являются изображениями реально некогда существовавших людей и реально происходивших событий.
Источник: www.mk.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||