Фестиваль с запутанной историей <br>В "запутанности" потеряли В.Янкилевского

Фестиваль с запутанной историей
В "запутанности" потеряли В.Янкилевского

20 февраля 2003 г.

25 января - 31 марта на Крымском валу в рамках фестиваля "Московская абстракция. Вторая половина ХХ века" проходит Центральная выставка фестиваля - история московской абстракции как ее видят из Третьяковки.

Фестиваль "Московская абстракция" должен был закончиться еще полгода назад. И должен был называться иначе: амбиции первоначально были другие. Первоначально план был такой: грандиозная выставка в Русском музее и разнообразная программа в питерских галереях; потом - еще грандиознее выставка в Третьяковке и еще разнообразнее программа в галереях Москвы. Русский музей выступил, как и предполагалось, грандиозно, показал весь ХХ век - начиная с Малевича, но зачем-то присовокупил к безусловно качественным вещам очевидный балласт. После того как в Москве балласт принимать отказались, питерцы решили не приезжать сюда вовсе. Хотя некоторые расторопные московские галереи, согласно договоренностям, уже писали на своих афишах "В рамках фестиваля" и печатали рекламу, фестиваль был перенесен. И сокращен - настолько, что московским абстракционистам пришлось пройти жесткий отбор. Все не умещались.

Заглавная выставка фестиваля "Московская абстракция. Вторая половина ХХ века" прошла без Янкилевского, что по-меньшей мере странно. Строго говоря, Владимир Янкилевский действительно не абстракционист, скорее такой приабстракченный сюр. Это значит, что Янкилевскому надо дожидаться фестиваля "Московский сюрреализм" или что-то вроде того. Третьяковка продолжает планировать, теперь уже целую серию мероприятий, посвященных всем течениям в искусстве ХХ века, - вот тогда-то Янкилевскому и дадут выступить как надо. С другой стороны, это ведь на Янкилевского, в числе прочих, орал Хрущев в Манеже, на выставке к тридцатилетию МоСХ. Но ведь это со скандала 1 декабря 1962 года в Манеже и с хрущевской брани начинается история неофициального искусства (официально этому искусству, без различия нюансов, что именно там у них абстрактное, сразу после вернисажа года было решительно отказано). И в конце концов, нынешние инициативы Третьяковки - они ведь тоже оттуда. Теперь, когда Третьяковка готова выставлять всех, начинает она именно с абстракции, потому что со времен Хрущева широкая публика, как думают организаторы, считает именно абстрактное искусство синонимом современного искусства вообще. И хотя места, отведенного в Третьяковке, мало - на первой выставке из вроде бы запланированного цикла про современное искусство Янкилевский мог быть представлен хотя бы собственной фотографией. Как отец-основатель. Однако Янкилевского нет.

Однако совсем без Янкилевского не обойдется: у кураторов остальных выставок программы есть свой взгляд на то, что считать московской абстракцией, - и персональные выставки в галереях подберут тех, кому в Третьяковке не хватило места. Будет и "Фигуратив как абстракция", где как раз одни недоабстракционисты, и "Абстракция эпохи перестройки", где бывшими абстракционистами окажутся некоторые из известных ныне авторов, изменивших со временем увлечению молодости. Свою персональную выставку получит и Янкилевский. Эффектные линии и пятна до конца марта станут главным содержанием художественной жизни столицы. Возможно, из-за опасения, что народ не заинтересуется, не прочувствует, не вникнет в чистую красоту линий и пятен, потому что в отличие от вербальной визуальная культура все еще недоразвита в широкой публике - сетуют кураторы, совершен даже небольшой подлог. Ни в Третьяковке, ни где-либо еще не появится ни одного художника из тех, кто еще лет двадцать назад над абстракцией и над абстракционистами посмеялся от души, потому что чересчур все-таки лирическое это искусство, чересчур отвлеченное, одновременно требовательное к глазу и... слепое какое-то. Но таких, как сказано, не будет. Будет впечатление, что московская абстракция актуальна, как и в 1962 году.

Подлог, впрочем, у нас - обычное дело. Московская абстракция, чья история состоялась, в общем-то, закончилась и ждет теперь только адекватного изложения и расставленных акцентов - но не дождется, потому что места не хватает или еще чего, - это не первая такая история. Вон Пушкина никак не могут напечатать настоящего, с его собственными запятыми и точками, чего уж тут.

Источник: www.afisha.ru

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru