Проект художественного оптимизма

Проект художественного оптимизма


Проект художественного оптимизма, поиск не только визуального, но и философского аспекта искусства можно увидеть на территории бывшего Винзавода, низкие своды которого заставляют вспомнить о темных римских катакомбах, в которых собирались первые христиане. Шестьдесят художников, представленных на выставке, проповедуют свою личностную веру. По словам куратора проекта Олега Кулика: "Мы касаемся, по сути, темы почти интимной - очищение души через её демонстрацию. Это что-то вроде публичной исповеди художника". Идея выставки возникла во время путешествий Олега Кулика по странам Ближнего и Дальнего Востока. Большинство древних культур, обладающих своей религией, культовыми действами, произведениями искусства, стремятся к просветлению и примирению с реальностью. Каждый участник проекта делает в каком-то смысле попытку отвлечься от суеты повседневности и заглянуть в себя - увидеть свою личную веру. Сложная лексика современного искусства позволяет художникам в полной мере поделиться восприятием мира, сказав "ВЕРЮ".

Участники проекта тактично обошли стороной догмы и каноны различных религий, сойдясь на том, что религия и вера - разные вещи. И главное в данном случае - предоставить не устоявшееся и законсервированное в качестве ответа на заданную тему, а попытаться найти новое, свое, неординарное. Так, Дмитрий Пригов выставил настоящий экскаватор, прикрыв его черной тканью так, что видна только зубья ковша: то есть возможностей опознать истину у людей не больше чем у тех слепцов, которые трогали слона. Вера Пригова - тайна, она сокрыта от чужих глаз. Андрей Монастырский соорудил комнату, в которой свет медленно гаснет, когда приближаешься к ее центру: чем упорнее ищешь истину, тем дальше отдаляешься от нее. Дмитрий Гутов создал монументальную фреску в конце одного из коридоров Винзавода: он увеличил полотно ренессансного мастера Мантеньи "Мертвый Христос" так, что на огромной стене помещаются только огромные стопы, но лица бога мы не видим: так знание и откровение надмирного доступно человеку лишь отчасти.

Инсталляция "Перекресток веры" художницы Марины Звягинцевой - визуальная интерпретация многослойности аспекта "верю-не верю" контрастными полосами, иначе говоря, пешеходной "зеброй". Движение на вручную созданном пешеходном переходе регулируется светофором: своего рода знаком совести и ответственности. Переход дороги на красный свет чреват трагическими последствиями. Так трагичны и необратимы итоги безусловного неверия. В процессе этого выбора зритель открывает в себе сакральное - возможность избавиться от страха и сделать, наконец, шаг к своей личной вере, какой бы она ни была: в себя, в искусство, в окружающий мир. А площадка для экспонирования - большой ангар со стенами граффити перед входом на выставку - абсолютизирует идею до конкретной веры в будущность актуального искусства.

Инсталляция "Зрелище" Анатолия Осмоловского - в некоторой степени "римейк" на древнерусские деревянные тябловые иконостасы: только внутри деревянных досок - не привычная иконография библейских сюжетов, а абсолютно симметричные точки, словно выеденные жучками-древоедами. Этот новый концептуальный жест актуального искусства близок к поп-арту в своей немногословности и лаконичности. Галерея Gaz создала лабиринт с тупиками, вызывающими неприятные эмоции: в углу валяется муляж человека с отрубленными ногами, а металлическая сетка цепляет за одежду, сверху раздаются звуки скрежетания по металлу. Когда, наконец, вы выходите из лабиринта, вас поджидает еще более неприятное впечатление: сорок мониторов показывают православные иконы из частной коллекции. Дешевые маленькие телевизоры с торчащими в разные стороны проводами. И ради этой кульминации я порвала свою шубу, ныряя в противные переходы лабиринта? Не позаботились о безопасности зрителей и группа "Синяя носы" выставившая свою инсталляцию "Плачет": огромная ржавая бочка, в которую с потолка течет вода, в бочке она пенится и неприятно бурлит, выплескиваясь на ноги проходящим. При описании этого эпизода я перестаю печатать и тоже готова заплакать, думая о некоторой провинциальности и "местечковости" нашего российского актуального искусства. До венецианского биеннале нам, несомненно, далеко, но надо отдать должное некоторым художникам, которые все-таки умудряются концептуально и технологически поддерживать свои проекты на европейском уровне. Как, например, Александр Пономарев, показавший миру, что нимбы можно производить в реальном времени (инсталляция "Генератор"). Или Константин Худяков в своем арт-объекте "Не верю!" заставляет зрителя усомниться в здравом рассудке: на столе лик Спасителя, который на глазах меняет свой цвет, улыбается, хмурится и т.д. Да здравствует технопрогресс! С другой стороны, современные художники не только увлекаются видеоартом и техническими новациями, но и могут реставрировать фреску в церкви, как, например, это сделали Александр Виноградов и Владимир Дубосарский.

Попробуйте и Вы отыскать веру в таинственных коридорах центра современного искусства. Или придумайте свою…

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru