Выставка одной картины Ильи Репина в Кремле

Выставка одной картины Ильи Репина в Кремле

31 октября 2002 г.

В Москву привезли с кратковременным неофициальным визитом из Русского музея «Заседание государственного совета» Ильи Репина, организовав в небольшом, в сущности, помещении Выставочного зала федеральных архивов грандиозную выставку, состоящую собственно из шедевра русского критического реализма, эскизов к нему (отдельные вполне законченные портреты членов совета), а также архивных документов, касающихся истории этого загадочного органа власти.

Выставка, само собой, юбилейная. По идее, она должна была состояться в прошлом году, к двухсотлетию образования госсовета. Задача, однако, была очень сложной: собрать деньги, организовать предварительную реставрацию, новый подрамник, мытье картины, перевозку грандиозного полотна размером четыре на девять метров – все эти задачи удалось решить только сейчас.

В результате выставка два дня проходила в Георгиевском зале Кремля, где ее посетили члены современного государственного совета. Потом ее перевезли в здание на Пироговке. Впрочем, Давид Бернштейн, автор дизайна выставки, главный художник ГМИИ имени Пушкина, заявил, что поскольку свойства зала здесь совершенно другие, экспозиция в архивах очень сильно отличается от кремлевской.

Главный экспонат не стали вешать на сцену, соорудив нечто вроде подрамника и поставив картину по диагонали зала. Спереди висит сама работа, сзади – несколько эскизов, мундир члена государственного совета и пара документов, в том числе наделавший много шуму фальшивый указ Александра II, отменяющий крепостное право, армию и рекрутский набор, а также делающий госсовет выборным органом. Сзади к тому же видны ребра громадного стенда, разнообразная машинерия, лебедки и тросы, которые, по словам главы архивной службы России, символизируют механизмы власти.

Перед картиной размещены столы-стенды с документами, посвященными деятельности госсовета. Это еще одна находка дизайнеров выставки: бумаги расположены на столах на нескольких уровнях, они как бы образуют своеобразные маленькие трибуны, что отлично рифмуется с главным экспонатом. В других комнатах – портреты членов госсовета, маленький многофигурный эскиз полотна, рисунки формы членов госсовета разных времен, документы, распоряжения, выписки из протоколов заседаний и так далее. Маленький проходной зальчик посвящен четырем героям – прокурору святейшего синода Победоносцеву, князю Михаилу Волконскому (сын бунтовщика и каторжника, ставший членом одного из высших органов власти), премьера Витте и великому князю Михаилу Николаевичу, председателю госсовета. Рядом с репинским портретом каждого – документы и фотографии, письма и воспоминания. Изображение разрушенного поезда, благодаря которому Витте стал министром путей сообщения, записка Победоносцева о Достоевском, где тот назван единственным русским писателем, защищающим Веру и Самодержавие, карикатура на Победоносцева, сжигающего Толстого, указ о возвращении дворянства детям участников восстания 14 декабря 1812 года и многое другое.

Третий зал рассказывает о падении госсовета, который был упразднен лишь спустя два месяца после Февральской революции, и о двух попытках его восстановления. Первая случилась в сентябре 1991 года, в последние недели правления Горбачева. А вторая – в августе 2000 года. Что бы сделал художник с сатирическим талантом Репина из его нынешних членов-пиджаков, даже обсуждать не хочется, тем более что нынешний госсовет лишь тень старинного – это консультативный орган при президенте, никаких документов не принимающий и властью не обладающий. Госсовет, созданный в 1801 году, тоже был консультативным и законосовещательным, но все-таки высшим органом государственной власти

Утверждается, что совокупная страховая стоимость экспонатов, предоставленных архивами (Третьяковка, где тоже имеются эскизы к полотну, их не дала), сравнима по крайней мере со страховой стоимостью «Заседания», которая составляет 12 миллионов долларов. Это самая дорогая выставка в истории Выставочного зала федеральных архивов. Тем не менее, по словам Сергея Мироненко, директора Госархива и научного руководителя выставки, ни копейки бюджетных денег на нее не потрачено (имеется в виду, конечно, только выставка «для народа»; экспозицию в Георгиевском зале организовало Управление делами президента). Все сплошь деньги частных спонсоров: президента фонда содействия кадетским корпусам (sic!) Бориса Йордана, а также института «Открытое общество», издавшего красочный и информативный, хотя и несколько сумбурный каталог.

На вопрос о том, правомерно ли то, что государственную пропагандистскую выставку финансируют частные лица и иностранные благотворительные фонды, организаторы ответили дипломатично – нет ничего плохого в том, что идет во благо, спонсоры не дают идеологических установок и требуют только упоминать их имена и пр.

Выставка продлится до вторника, причем зал будет открыт в субботу и воскресенье. Вход бесплатный, но нужно обязательно брать с собой паспорт. Какого эффекта собираются добиться устроители, со столь большой помпой предъявляя зрителю сатирическое, в общем-то, полотно и наталкивая его на нелестные аналогии с современностью, ведают, видимо, только кремлевские специалисты по связям с общественностью.

Василий Мамадуев

«Заседание государственного совета» было заказано Репину к 100-летнему юбилею органа в 1901 году. Работа над картиной продолжалась два с половиной года, параллельно шла торговля с правительством, в результате художник-демократ получил за работу 40 тысяч рублей.

Источник: www.gazeta.ru

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru