Выставка графики Дмитрия Лиона в музее актуального искусства ART4.ruИсходя из своего кураторского опыта, могу сказать, что выставку черно-белой графики делать весьма сложно. Особенно если манера художника не менялась на протяжении всего творческого пути. Есть опасность попасть в ловушку однообразия и пресности. Главный вопрос – как разместить в пространстве графические листы, ведь просто делать развеску на белых стенах совсем неинтересно. В музее ART4.ru поступили хитро: с потолка свисают двойные стекла, в которых расположились графические листы Дмитрия Лиона (17.03.1925-14.09.1993) . Выставка экспонируется в залах, где уже есть постоянная экспозиция. В связи с этим приходится маневрировать между объектами, живописью и подвесными стеклами. Я – девушка рассеянная, все время боялась там что-нибудь уронить или задеть. К тому же, этот пупырчатый пол (из упаковки, в которую обычно мы картины заворачиваем) – просто испытание для слабонервных. При каждом шаге пузырьки разрываются под ногой, производя характерный звук. Зрители вздрагивают, оглядываются, но потом отвлекаются на просмотр под классическую музыку. Вобщем, странноватое сочетание звука, материала и визуальных ощущений, когда работы классика отечественной графики соседствуют с эпатажными фотографиями художников contemporary art. О самом художнике известно, что он родился в Калуге, служил, учился в полиграфическом институте, иллюстрировал книги. А если спросить хранителей графических фондов Третьяковки про Дмитрия Лиона, то они могут рассказать очень много интересного, ведь в ГТГ также хранится часть его коллекции рисунков, остальное – в частных коллекциях, в том числе и у создателя музея ART4.ru коллекционера Игоря Маркина. Это не первая выставка творчества Лиона в Москве, достаточно вспомнить «Мироздание белого» в «Галерее у Яра» летом 2005 года. Иконографически сюжеты рисунков можно разделить на библейские циклы, жанровые композиции и фантазии на свободную тему. Но лучше этого не делать, потому что художник связывает одухотворенное с земным, темное со светлым, таинственное с простым. Каждое прикосновение пера к холсту приобретает значение волшебного действа, будь то изображение апостолов или деревенского петуха. По такому же принципу Лион оформлял книги – не прямо следуя за текстом, а ассоциативно выражая свои чувства от прочтения, создавая свой уникальный художественный мир, свободный от рамок и ограничений. Графические листы с причудливыми резкими штрихами и мягкими теневыми пятнами напоминают загадочные письмена из вечности. В них шрифт, знаки, символы органично живут рядом с изображениями, усложняя интеллектуальную подоплеку композиции. Ведь по словам Д.Лиона, «лист – мироздание, в этом мироздании, как и в мире нашем, все соединено»… Ася Пражская
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||