Политическое искусство начинается с суда?За последние несколько дней в России произошло больше политических событий в искусстве, чем, кажется, за несколько лет. Свободные, но виновные организаторы выставки «Запретное искусство» Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров собираются подавать апелляцию по их скандальному делу. Обещаются обратиться в Европейский суд. Тем временем, агрессивные проправославные организации требуют сжечь работы с выставки «Запретное искусство-2006». Именно в эти горячие дни на «Винзаводе» открылась выставка, связанная с еще один художественно-политическим процессом - делом Артема Лоскутова. Год назад его признали виновным в хранение марихуаны, но художники из разных городов страны поддержали юного Лоскутова митингами и голодовками. Меру пресечения потом изменили на подписку о не выезде. Хронику этих событий представили в подвальной галерее «Жир». «Бабушка после похорон» - так называется новосибирская арт-группа художников, лидер которой Артем Лоскутов. Он стал организатором первомайского шествия художников (Монстрации) весной прошлого года. Молодежь вышла на улицу со смешными бессмысленными плакатами, вроде «ну и че?» или «добился сам, добей товарища». Зато это Лоскутов поплатился месяцем в СИЗО. Его обвинили в хранение наркотиков. Сам художник утверждал, что марихуану ему подкинули сотрудники Центра по противодействию экстремизму, центра «Э». По стране прокатились митинги в защиту Лоскутова. А в Петербурге в поддержку художника больше недели голодали его товарищи. И рисовали. Все, что было создано на этом «голодном пленэре» - теперь в галерее «ЖИР». Вот живописная картина: Лоскутову зажимает рот мужчина в очках. А вот многочисленные карикатуры на суд над Лоскутовым. Здесь и комиксы. На одной из картинок судья: «.. можно расписывать трансформаторные будки и это будет какое-то искусство». Действительно, раньше многие художники выбирали отстраненные от политических событий темы. Но подросла молодая смена советской арт-плеяде и возмутилась: хотим изображать, что думаем, и думать, что хотим. А почему-то не дают. Художники идут во все тяжкие. Вот и отклик молодых художников из регионов на «дело Ерофеева и Самодурова». В галерее плакаты «Архи Андрит - это заболевание!», «Лозунг на 150 тыщ» и «Нам нужна другая планета». Кстати, группа «Бабушка после похорон» пришла на суд Ерофеева и Самодурова вместе с художниками группы «Война». Теми самыми, которые рассыпали на лестнице Таганского суда американских тараканов. Все время, пока длилось оглашение приговора, на их сайте появлялись сообщения с места событий. Например: «У входа в суд порядка сотни человек. Многих не пустили даже во двор»; «Тараканы повсюду. Войну почти всю вывели. На лестнице тараканий ад»; «Машу чуть не повинтили. Ушла из толкучи». Между прочим, креативную выходками с тараканами Самодуров осудил. В мире искусства - брожение. Художники вроде и за Ерофеева с Самодуровам, но «за», как-то разрозненно. Ясно, что художники еще не раз припомнят этот в своих проектах. А вот товарищ Самодурова и Ерофеева по цеху Марат Гельман считает, что приговор «мягкий», поэтому и отказался от своего обещания сделать такую же выставку. Галериста Марата Гельмана, ныне члена общественной палаты, между прочим, пытались посадить за скамью подсудимых аж восемь раз. - 8 раз на нас подавали заявление, два раза дело дошло до суда, в остальных случаях прокуратура отказала, - говорит Гельман. - Нас всегда оправдывали. Были и погромы в галерее. Я считаю, что приговор мягкий, и сейчас нужно спокойно опротестовывать решение. Поэтому я не стал делать выставку аналогичную «Запретному искусству» сейчас. Мне, кстати, уже прислали работу художника, высказывание по результатам суда – обнаженная женщина, у которой зашиты груди, вагина, тем самым еще больше обозначены срамные места. Гельман уверен, что после этой истории с Самодуровым и Ерофеевым художники испугаются и разбредутся по заграницам. Это вряд ли: интерес на Западе к современному российскому искусству не так велик, как скажем, в конце 80-х начале 90-х. Тогда Запад пытался понять, что у нас за искусство и с чем его едят. И понял. Сейчас российское концептуальное искусство не конкурентноспособно на мировой арт-арене. А художница Лена Хейдиз, на которую подано заявление в прокуратуру как и на Ерофеева с Самодуровым по 282 статье УК РФ, считает, что Марат подвел художников. - Он обещал, что поведет «Запретное искусство» и не проводит. Художники ждут этой выставки. В целом этот процесс показал, что есть цензура. Мне не нравится, что приговор был обвинительным. Вера - личное дело, интимное дело. Я считаю, то искусство является религией. Художник для меня священник. Это выставка была проблемам цензура запрета. Эти заявления в прокуратуру - антихудожетсвенным жестом. Итак, выставка «Запретное искусство» о цензуре и против нее дошла до своего апофеоза. Немногие зрители видели те самые «богохульные» произведения, как их окрестили организации «Народный собор» и «Народная защита». А те, кто видели, считает, что в них нет ничего оскорбительно для религии. На Иисус на рекламе фастфута, или на его кровь в виде пепси нужно было смотреть сквозь дырочки в черной ткани. Видимо, и эти дырочки решили закрыть. Причем, решили не власти или РПЦ, а странные православные организации... Знакомьтесь: Олег Кассин, глава «Народного собора», имеет только среднее образование. Его соборовцы выступают за введение смертной казни, кстати. А организация «Народная защита» под руководством Владимира Сергеева уже давно взялась за дела художественные - сначала за выставку «Осторожно, религия!», а потом за «Россия-2», так называемое «дело Гельмана». Это сильно попахивает самопиаром. Тем более, что не заметно, чтобы РПЦ поддерживала эти странные организации. На следующий день после оглашения приговора Ерофеев обещал бороться с такими «ультраправыми», «фашиизодными» организациями. - Наше общество расколото, - сказал он. - Это показывает не только наш процесс, но и многие другие. Мы западные люди по своей культуре и цивилизации. Но есть часть общества, которая развивается по-другому, и она сейчас победила. Это дикая, азиатская, мракобесная Россия. Но пока организаторам «Запретного искусства» нужно подумать, где взять деньги на штрафы, назначенные судом - это 350 тысяч рублей на двоих. Придумал, как помочь Ерофееву и Самодурову, директор музея «Art4” Игорь Маркин. Он будет в пятницу собирать деньги от всех желающих поддержать недавних подсудимых. В этой истории много вопросов. Если бы власть оправдала Ерофеева и Самодурова, не восприняли все, кому не лень, это, как разрешение использовать религиозные символы где угодно? Ведь широкая общественность уже не разбирается оскорбили верующих или нет работы «Запретного искусства». А если бы их посадили, художники считали делом чести встать горой за мучеников от искусства? Или испугались? Можно констатировать одно - политическое искусство в России теперь есть. Оно заявлено громко, с криками, скандалом и тараканами. История российского актуального арт в три раза короче, чем в Европе и Америке. Эту незрелость искусства мы сейчас и наблюдаем. Возможно, последние события станут толчком к его созреванию.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||